Главная Общество Дал Бог семью — живите, дал жизнь — берегите
26.09.2014
Просмотров: 1584, комментариев: 0

Дал Бог семью — живите, дал жизнь — берегите

Для многих семья оказывается непосильной ношей. Этот факт особенно очевиден специалистам ЗАГСов, принимающим заявления о разводе. А еще сотрудникам канонических комиссий, действующих при епархиях Русской Православной Церкви, — отделов, которые занимаются вопросами бракоразводного процесса. По наблюдениям священнослужителя Выксунской епархии протоиерея Валерия Медведева, желающих расторгнуть церковный брак, становится все больше.
 
— Отец Валерий, чем объясняется такая неутешительная статистика?

— То ли жизнь стала такая тяжелая, то ли мы ослабели духом. Но ведь Евангелие нам об этом говорит: чем дальше от Бога, тем больше проблем, чем дальше от Света, тем холоднее. Вера в Господа является тем стержнем, который формирует духовную жизнь человека. Наше общество — расхристанное, то есть далекое от Христа, от тех ценностей, которыми жили наши отцы. Мы ведь не понимаем ценности заповедей, которые дал нам Господь.

Вот, к примеру, производитель создал автомобиль и к нему написал инструкцию. Если пренебрежешь инструкцией и зальешь вместо бензина воду, далеко ты на своей машине не уедешь. Так и Господь, сотворив человека, дал ему заповеди, как нужно жить. А мы ими пренебрегаем, сами позволяем себе нарушать их. Один раз нарушил, другой раз нарушил и не покаялся. И уже начинаются у человека проблемы — в семье, на работе. И чем дольше мы пренебрегаем помощью Бога, тем глубже становятся эти проблемы.

Отцы наши, может, и не были такими грамотными, но они твердо для себя уяснили и нам передали заповедь: «Не так живи, как хочется, а так, как Бог велел». И заповеди Божии надо не просто знать, а применять к своей жизни, применять к самому себе. Вот это основа основ. И все будет, и Господь поможет. Ты только захоти.

— Неужели причина распада семьи — бездуховность?

— Конечно! Ведь не зря говорят, что семья — малая Церковь.

Мы забываем самое главное: что наша земная жизнь — это подготовка к другой жизни, вечной. И когда близкий человек говорит нам о наших недостатках, мы не хотим этого принимать. «В своем глазу и бревна не видишь», сказано в Евангелии. А ведь мужу или жене все видать! А нам неприятно.

Внутреннее состояние человека отражается на его поведении. Когда он далек от Бога, когда не хочет жить по заповедям, не хочет каяться в своих грехах, когда нет у него мира в душе — тогда не будет мира и снаружи.

Что супруги называют причиной развода чаще всего? «Не сошлись характерами». Что это значит? Жена не понимает мужа, муж не понимает жену. Мы стали духовно слабые, мы не хотим терпеть друг друга. Мы не хотим сносить тех недостатков ближнего, которых полным-полно и у нас. Потому что мы самолюбы. Гордость, сидящая в нас, не хочет смиряться с недостатком, который есть у ближнего. Мы не хотим духовно расти, преодолевать свое самолюбие. Потакаем собственной слабости, жалеем себя, и самым простым выходом из сложившейся ситуации нам видится решение о разводе.

— Вы как-то пытаетесь вразумить тех, кто приходит к вам разводиться?

— Конечно, пытаемся. Но надо принять во внимание тот факт, что в основном к нам приходят уже когда семья распалась, люди не живут вместе и воссоединение невозможно. Поэтому Архиерейский Собор 2000 года говорит о том, что если распад брака является уже свершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не представляется возможным, то по пастырскому снисхождению допускается церковный развод.

— А какие еще причины Церковь признает поводом для расторжения брака?

— На Поместном Архиерейском Соборе 2000 года были утверждены двенадцать пунктов: отпадение от православия, прелюбодеяние, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака, признание одного из супругов умершим или безвестно отсутствующим, наказание в виде лишения свободы, вступление в новый гражданский брак, заболевание СПИДом, другими болезнями, тяжкое неизлечимое психическое расстройство, злонамеренное оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания.

Но расторжение церковного брака не является обязательным. Если супруг тебе изменил, а ты находишь в себе силы простить его,— живи, сохраняй брак. Ибо в Основах социальной концепции Церкви говорится о том, что развод — это крайняя мера, и необходимо собрать все силы, чтобы сохранить семью, как малую Церковь, как основную ячейку нашего общества.

Брак благословлен Богом, и тот человек, который приходит к таинству, должен понимать это. Вступающий в брак дает обещание не только своей половине, но обещание Богу в верности до конца своей земной жизни. И должен помнить об этом обещании, слово свое хранить, какие бы условия ни были.

Господь нам сказал в Евангелии, что только измена дает человеку повод для расторжения брака. Это было две тысячи лет назад. Сегодня у нас уже двенадцать пунктов. И неизвестно, что будет завтра.

— Но если люди сейчас так легко разводятся, почему Церковь всем дает разрешение на венчание?

— К сожалению, большинство людей сейчас не живут церковной жизнью. Но Церковь не имеет права отказать им в венчании. То есть если ты крещеный, приходишь и говоришь, что хочешь венчаться, то священник, конечно, проводит с тобой беседы. Но этого оказывается недостаточно. Понимать — одно, но надо и принимать это внутри себя. Надо жить этим. Надо это впитать с молоком матери. Чтобы родители показали добрый пример своим детям.

Надо понимать, что таинство Брака — это когда Сам Господь соединяет два разных в одно целое. Создается малая Церковь. А это означает несение послушания.

— А что значит «несение послушания в семье»?

— Это значит, что муж — глава семьи. И он держит перед Богом ответ за семью — чему он научил, куда направил. А жене — семейные заботы, воспитание детей. Что немаловажно и не так легко. Ведь им нужно показать пример правильного жития. А кто научит? Только Господь, только Евангелие, только Церковь.

Прежде всего несение послушания в семье — это воспитание детей. Господь нам в семью доверяет Свою собственность. Уму непостижимо, как в наше тленное тело Господь посылает бессмертную душу! И когда мы глядим друг другу в глаза, понимаем друг друга — это же не просто плоть общается с плотью. Это души общаются. И задача семьи — эти души научить быть угодными Богу.

А уж если дал обещание — так терпи, неси свой крест. Тяжко — ну помолись ты Богу! Он же не где-то там за облаками далеко. Он здесь, внутри нас, Отец Небесный. Он каждый вздох слышит человеческий. Вот это и называется вера православная.

— Батюшка, вот вы говорите, что муж — глава семьи, то есть жена его должна слушаться. А если он не принимает такой ответственности? Если он пьет, не заботится о детях? Тут, я думаю, уместно вспомнить, что глава в семье тот, у кого глава Бог.

— Здесь нужно посмотреть с такой позиции: если семья Богом благословленная, то мы должны нести этот крест, каким бы он ни был тяжелым. Ведь семья дается нам, чтобы мы научились быть угодными для Бога.

Конечно, если муж пьет и не заботится о семье, основание для развода имеется. Но надо помнить о том, что он — отец твоих детей, без него у тебя не было бы семьи, это твоя половинка, это тоже человек, который через преступление сегодняшнего дня завтра пойдет на муку вечную. И понимая это, как ты себя будешь чувствовать?..

Намного полезнее будет понять, для чего ты живешь, и постараться помочь близкому человеку избавиться от пороков. Но мы должны понять, что и у нас этих пороков много. И мы своему супругу досаждаем ничуть не меньше.

— А если люди осознают, что у них есть проблемы, что им очень тяжело уживаться вдвоем, но они все же хотят сохранить свою семью, какие шаги им стоит предпринять?

— Если есть семейные проблемы, мы часто бежим к психологу. А надо бежать к священнику. Психолог призван настроить душу, а священник — направить к духовной жизни. Это разные вещи: душа и дух.

Если чувствуешь, что тебе приходится нелегко в семейной жизни, обязательно иди на исповедь, не запускай болезнь. Покайся перед Богом в своих грехах, старайся исправлять свои пороки, работай над ними. Но мы пренебрегаем этим, а это есть основа нашего земного благополучия.

Все ведь установлено давно Богом, Церковью. Надо только быть грамотным, знать об этом и, конечно, этого захотеть. Мы же, как правило, все держим в себе, терпим до последнего, пока в нас эта струна не лопнет. А потом говорим: «Все. Больше не могу!» и уходим от мужа или жены. И создаем другие семьи, а там те же проблемы. С одним и тем же сталкиваемся опять и опять. И снова семьи рушатся, а ведь там уже дети!

— Но ведь очень непросто сразу поменять свою жизнь и начать соблюдать все заповеди...

— В первую очередь, я считаю, надо соблюдать заповедь воскресного дня. Шесть дней работай, на седьмой день — обязательно в храм. Церковь тебя научит, Церковь тебе поможет. Она создаст внутри тебя такую духовную атмосферу, которая поддержит в несении этого непростого креста — житейского, земного. Но мы часто этой помощью просто пренебрегаем. Сами себе разрешаем сегодня не сходить в храм, завтра не сходить, послезавтра.

Более того, святые отцы говорили, что если ты пропустил два воскресенья по неуважительной причине (а уважительная причина — это только болезненный одр), то следующие две недели ты должен поститься, сидеть на хлебе и воде.
Если ты пропустил три недели или месяц, предупреждают святые отцы, Господь вычеркивает тебя из Книги Жизни. И помощи и благодати не будет тебе от Бога в несении этого креста. Поэтому в храм нужно ходить обязательно. И участвовать в таинствах. Прибегать к Покаянию, когда с помощью супругов увидели свои недостатки: нужно искренне поблагодарить своего мужа или жену и начинать исправляться.

— Если у близких людей случился серьезный конфликт и дело близко к разводу — как со своей стороны можно им помочь?

— Когда у наших близких возникают проблемы, мы обычно рвемся давать какие-то поучения вроде бы в благом желании им помочь. Но вообще мирским людям поучать-то не положено. Для этого есть священники, поставленные Богом. Твое дело направить к ним. Потому что прежде чем помочь другому человеку надо сначала свое сердце очистить. Прежде чем дать полезное и нужное для человека, нужно сначала это иметь самому. Преподобный Серафим Саровский прежде чем духовно помочь человеку, в затворе очищал свое сердце. Священники, может быть, и не затворники, но тем не менее на них благодать Божия, они уже более опытны в этом отношении, руководствуются в жизни Священным Писанием.

Поэтому если у тебя просят совета — отвечай, но осторожно. Как бы не навредить. Ведь одно дело, когда врач советует, какое лекарство принять, а другое дело — когда неспециалист. Врач сначала на анализы направит, продиагностирует и только потом выпишет лекарства. Так и здесь. Священник сначала посмотрит, кто ты, что у тебя внутри — какие пороки тебе мешают и создают конфликтную ситуацию в семье. И потом даст рекомендации: почитай Канон покаянный Богу, помолись Божией Матери, почитай акафист, загляни внутрь себя, посмотри на свои недостатки, покайся в них да постарайся исправиться. И это будет начало исцеления.

Лучше, если не просят, не вмешиваться в чужие конфликты. Лучше сходить в церковь, помолиться Богу, чтобы помог близким, а уж Господь все управит.

— Отец Валерий, вы также занимаетесь рассмотрением случаев суицида. Скажите, почему люди решаются на такой безумный поступок?

— Это те же проблемы нашего бездуховного общества, непонимание смысла земной жизни. Те же семейные неурядицы приводят к трагическим последствиям: муж довел жену, жена ушла от мужа, а он не справился с этим, не видит смысла в завтрашнем дне без нее.

Суициды бывают не только в зрелом и пожилом возрасте, но зачастую к ним приходят молодые люди, которые не понимают, зачем им жить. Это беда для человека, это его трагедия, что его так воспитали, что не показали правильной жизни. Кто в этом виноват? Конечно, родители. В первую очередь они не дали должного воспитания человеку. Да и сам виноват, потому что не занимается своим духовным развитием, не читает литературы, не посещает храм, не живет церковной жизнью.

— Известно, что Церковь не отпевает самоубийц. Но есть какие-то случаи, когда делается снисхождение?

— Бог прощает грехи. Но самоубийство Он простить не может, потому что человек не может уже покаяться в совершенном им деянии. Поэтому самоубийц и не отпевают, не просят: «Со святыми упокой», потому что святые несли свой жизненный крест терпеливо с помощью Божией.

Конечно, страшно, когда молодежь кончает жизнь самоубийством и родителям приходится провожать своих детей. Родители часто просят дать разрешение на поминовение в храме. И возникает непонимание из-за отрицательного решения, которое выносит в подобных случаях архиерей. Но он поступает не так, как ему вздумается. Он стоит на соблюдении церковных канонов. Ибо Церковь соблюдает установленные святыми отцами правила — иначе Церкви не будет.

Мы должны понимать, что душу убить невозможно. И вся беда самоубийства заключается в том, что человек с этим душевным состоянием переходит в вечность. «В чем застану, в том судить буду», — так нам Господь говорит.

Когда скапливаются проблемы — жена изменила, ссуды замучили, на работе аврал,— все это создает внутри такую душевную неустроенность, что человек порой не может больше терпеть и ищет выхода в том, чтобы уйти из жизни. А выхода в этом нет, потому что такое душевное состояние остается с человеком и по ту сторону земной жизни. И разрешить его состояние там невозможно, разрешить можно только здесь.

Поэтому мой совет: если тебе тяжело — иди в храм. Если чувствуешь, что накопились проблемы, если не понимаешь, зачем жить,— обратись к священнику. Церковь тебе обязательно поможет, научит, духовно укрепит.

— Отец Валерий, какое напутствие вы можете дать супругам?

— Дал Бог семью — живите, дал Бог жизнь — берегите ее. Говоря апостольскими словами: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес 5:16-18).

Светлана Махова

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!