Интервью
фотогалерея
Браслеты — украшения особые
Наша газета уже писала о появлении новых видов наказания за уголовные преступления, не связанного с лишением граждан свободы. Почему мы возвращаемся к этой теме? Потому что осужденные продолжают жить рядом с нами, работать и одновременно отбывать наказание. Цель наказания — не месть за преступление, а возможность дать человеку шанс встать на путь исправления, и люди, находящиеся рядом, не в последнюю очередь, могут помочь им в этом.
Один из видов наказания без лишения свободы – отбытие исправительных работ. Суть их в том, что осужденный, отбывая наказание, должен работать, отчисляя при этом определенную часть заработка государству. Все просто, понятно. Но для отбытия этого наказания необходимо, как минимум, чтобы у осужденного была работа. И простота, и ясность наказания пропадают. Чаще всего осужденные на момент вынесения приговора работы не имеют, а получив наказание, шансы найти её у них становятся только меньше.
Эту ситуацию комментирует начальник Большемурашкинского филиала УИИ ГУФСИН по Нижегородской области Григорий Анатольевич Ратанов:
— Большинство работодателей не хотят брать на работу человека с судимостью. Учитывая ситуацию с безработицей в районе, возможности самостоятельно трудоустроиться у таких людей почти нет.
Альтернатива здесь проста — осужденный не работает, значит не исполняет наказание. Не исполняет наказание — суд по представлению УИИ меняет форму самого наказания, и осужденный может оказаться в колонии-поселении, либо на принудительных работах, и шансов встать на путь исправления у него становится меньше.
— Что же Вы делаете в этой ситуации?
— Приходится договариваться с руководителями предприятий, чтобы взяли на работу осужденного. Есть распоряжение главы районной администрации о приеме таких людей на работу, но многие работодатели, под разными предлогами, не всегда его исполняют.
К счастью, не все. Хочу отметить бригаду по благоустройству поселка, куда не просто берут осужденных к исправительным работам, но буквально «нянчатся» с ними. Предприниматель Куринов тоже берет на работу таких людей, но у него работа сезонная. СПК «Колос», племзавод Большемурашкинский, ЗАО «Искра» тоже принимают к себе таких граждан. А вот В.А. Толкачев, руководительфилиала «Росэксперта», не просто принял на работу такого гражданина, но и направил его за счет организации «кодироваться» от алкоголизма, помог ему восстановить водительское удостоверение.
— Как бы Вы могли оценить эффективность этого вида наказания?
— Как и в любом другом случае, подход должен быть индивидуальным. Для большинства людей это эффективнее, чем лишение свободы — для тех, кто хочет и может работать. Но для кого-то – это вообще не наказание.
— Таких всех за решетку?
— Едва ли такое возможно. Наверное, пришло время надеть на таких людей особенные «украшения» — электронные браслеты, способные реально ограничить их свободу. Нарушил правила отбывания наказания — и у тебя на пороге уже полиция.
Добавим, что инспектору УИИ кроме контроля за осужденными приходится выполнять еще массу, казалось бы, несвойственных функций, чтобы помочь осужденному не сесть за решетку.
К примеру, летом прошлого года Дмитрий из поселка Советский был осужден к исправительным работам. Выше писалось, как непросто найти им работу, но этот молодой человек умудрился дожить до 18 лет, не получив паспорта. Какая тут может быть работа? Зато приговор суда он получить сумел. И Григорий Анатольевич взялся помочь Дмитрию в получении паспорта. Но оказывается, чтобы получить этот документ, парню надо оформить еще и гражданство РФ.
Непростая это была эпопея. Но 8 февраля этого года Дмитрию был вручен паспорт гражданина России. Парень по-настоящему был рад этому, но, по моему, еще более был доволен Григорий Анатольевич.
Алексей ТОЛКАЧЕВ