Интервью
фотогалерея
Жизнь – целая эпоха
В минувший вторник отметила 90-летний юбилей жительница села Григорово Вера Дмитриевна Дарявина. Это не просто большая жизнь – это целая эпоха. Чтобы представить, что вместила в себя ее жизнь, надо прочитать историю страны.
Едем с заместителем главы администрации Григоровского сельсовета Александром Тихоновым на Завражную улицу. Встречаем Веру Дмитриевну, прогуливающуюся по улице, в ожидании хлебной машины. Останавливаемся, вместе с юбиляршей идем к дому, пожалуй, самому ухоженному на всей улице. Сказал бы кто, что здесь проживает одинокая девяностолетняя бабушка – ни за что бы не поверил. Да, если разобраться, даже и не бабушка она, и даже не прабабушка, а прапрабабушка. Но, по-прежнему, бодра, а памяти ее можно позавидовать.
Родилась Вера в многодетной семье Бухаровых, и, как часто бывало в те годы, выжили лишь двое детей, а фамилия эта как-то пропала среди жителей Григорова. Как и большинство деревенских ребятишек, Вера уже в 12 лет сгребала в лугах сено, а с 14 — стала выполнять более сложную работу: вязала снопы во время жатвы.
Ну, а юность… Юность пришлась на войну. Мужчин и парней призвали в армию. Получил повестку и Алексей Дарявин, с которым Вера и дружила-то всего месяц. Сама Вера на фронт не попала, но почти с первых дней войны строила в селе Лопатино Перевозского района военный аэродром, а с октября, когда на волоске висела судьба страны, всех рабочих направили на строительство оборонительного рубежа города Горький, в Дальнеконстантиновский район.
В 1942 году девушку направили в Пыру — на торфоразработки.
— Пыталась отказаться: нет, мол, мне еще и восемнадцати, но районный прокурор весьма доходчиво объяснил, что в военное время несовершеннолетие не является основанием отказываться от подобных предложений. Поехала, конечно… — вспоминает Вера Дмитриевна.
Пыру немцы не бомбили, но здесь Веру поджидала беда с неба. Сидела как-то она у окна барака, любовалась летним дождем. Вдруг грохот, сполох. Это был разряд молнии, который угодил в девушку. Работники торфоразработок не нашли ничего лучшего, как закопать пострадавшую в землю, но, что самое интересное, Вера Дмитриевна и сейчас уверена — это спасло ей жизнь. Потом врачи долго не могли поставить ее на ноги, выходила знахарка.
До конца войны ей пришлось еще поработать на ремонте железной дороги и на вывозке леса за Волгой.
Наконец, долгожданная Победа! Но труд не стал легче: она стала работать на поставках хлеба в Перевоз. Иногда девушке самой приходилось ворочать 80-килограммовые мешки, один раз чуть инвалидом не стала.
В 1947 году вернулся из армии Алексей Дарявин, вскоре сыграли свадьбу. Оба стали трудиться в колхозе. Вера Дмитриевна почти четверть века проработала на ферме телятницей. Принимала у доярок 10-дневных телят и растила (да что там растила – выхаживала их). Как-то за целое десятилетие у нее не пало ни одного теленка. Таким достижением восхищались и руководители колхоза, и руководители животноводческой отрасли района.
Жизнь шла вперед. Не каждому отмерено стать долгожителем. Шесть лет назад ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Алексей Николаевич Дарявин, а вот вдове ветерана все никак не могут помочь отремонтировать протекающую крышу.
— В сенках уже тазы приходится подставлять, — сетует пожилая женщина. – А ведь не квартиру мне надо, небольшой ремонт.
У ворот сигналит пикап с хлебом, и Вера Дмитриевна спешит к машине, тепло и дружелюбно, как со старым знакомым, беседует с водителем. Ну разве дашь этой женщине, столько пережившей на своем веку, 90?
— Потому и живу, что всегда много работала, — говорит она, — и сейчас без дела не люблю сидеть.
Доброго Вам здоровья, Вера Дмитриевна!
Алексей ТОЛКАЧЕВ