Главная Наши земляки Живёт ещё Синцово
15.02.2021
Просмотров: 935, комментариев: 0

Живёт ещё Синцово

Морозным февральским днём наш корреспондент на редакционной машине отправился в Синцово. Несмотря на снегопады, дорога туда была расчищена. Вдоль трассы — заснеженные деревья, а на снегу были заметны следы лесных обитателей. Населенный пункт находится в тридцати километрах от районного центра и входит в состав Холязинского сельсовета. Из архивных источников мы узнали, что изначально деревня была селом и имела церковь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которая к концу XVII века изветшала. Был возведен новый храм, но уже не в Синцове, а в близлежащей деревне Ирхино, которая впоследствии стала селом Ивановское.

Домик на окраине

Въезжая в Синцово, сразу попадаешь на улицу Лесная, но в народе это место зовется Скачихой. Далее — по мостику через речку Киринку — вправо и влево расположена улица Шальнова, а мы проехали прямо и остановились в конце улицы Мира, где нас встретил рыжий пес, как потом выяснилось, по кличке Колован.

Первой моей собеседницей стала пожилая женщина, чей домик стоит на окраине деревни, которая, увидев нас в окно, вышла пообщаться, можно сказать, по душам.


Среди односельчан местная жительница И.А. Дойникова пользуется уважением

Местная жительница Инна Александровна Дойникова вспоминает о деревеньке с любовью. Когда-то здесь были и школа, и магазин, и клуб, и ферма. Сейчас этого нет, но домов по численности меньше не стало, и то во многом  благодаря дачникам.

— В начальной школе учились в Синцове, затем в Ивановском, — вспоминает женщина. — Окончив семь классов, я пошла трудиться в колхоз, в ту пору он  назывался «имени памяти Жданова». Сначала работала в бригаде — посылали на сенокос, на склад, возили зерно, потом перевели в садоводческую бригаду. Мы сеяли рассаду, выращивали овощи, фрукты и всё возили в город на продажу. В 1969 году я выучилась в Зеленом городе на осеменатора, так до пенсии и проработала в этой должности.

Со слов Инны Александровны, молодежи в ту пору было много, жили между собой дружно, весело,  вечерами собирались, пели, плясали. В город работать их не отпускали, а чтобы никто не уехал, паспорта на руки не выдавали. Если кто поступал учиться, то брали из заведения справку и только по ней в райцентре получали паспорт.

Замуж девушка вышла за местного баяниста Александра, который работал водителем. Прожили они с мужем хорошо, всю жизнь проработали в колхозе имени Суворова, воспитали сына Павла. Живет он, можно сказать, с родителями по соседству — в Ивановском, трудится на благо малой родины главой администрации Холязинского сельсовета.

— Раньше мы с мужем держали большое хозяйство — по 25 голов поросят, двух коров, быков, —  рассказывает моя собеседница. — Сейчас здоровье уже не позволяет, остались только куры да сад с огородом, где выращиваем все необходимое.

Инна Александровна рассказала, что который год они с мужем сажают картофель сорта «Сорокодневка», урожай собирают два раза за сезон. Честно говоря, меня это заинтерсовало, и мы договорились, что обязательно встретимся, как только будет собран первый урожай в этом году.

Очень трогательно женщина рассказывала о своих любимых внуках Илье, Инге и правнуке Егорке. Живут они в городе, а в субботу все в баньку съезжаются.

— В деревне жить спокойно, — улыбается женщина. — А то, что магазина нет, так с продуктами к нам приезжает машина, зимой — один раз в неделю, а летом — два. Но чаще всего сын со снохой Галиной привозят. Галю я люблю, она мне как дочка — добрая, заботливая.

Пообщавшись, женщина поспешила домой, сославшись на то, что муж приболел и она волнуется. А нам посоветовала обязательно зайти к супругам Солодовым, им есть, что рассказать интересного.

Пчеловоды

Возле дома Солодовых меня встретила приятная женщина Елена и пригласила в избу, где я познакомилась и с самим хозяином Николаем — коренным жителем.

— Детство и юность я провел в деревне, — рассказывает мужчина. — Семьи у всех были большие, много детей, особенно мальчишек. А в Ивановском, наоборот, девчонок было больше, вот мы туда и ходили гулять, а оттуда пацанов к нам не пускали, кулаки в ход шли. Дороги в деревне не было, мазанки стояли с соломенными крышами, куда от нас девчонки прятались. Жизнь тогда кипела, родители наши в колхозе трудились, а мы по хозяйству помогали. Помню, в 1958 году, мне было шесть лет, случился страшный пожар, сгорел весь наш порядок. Зрелище было страшное, рыдали все. Дома заново отстраивать помогал колхоз, а мы жили пока у бабушки. Теперь наша сторона в народе зовется Новая деревня.


Супруги Николай и Елена Солодовы никогда не променяют деревню на город

Со слов Николая, в деревне каждое место, каждый куст имеет своё название: дома напротив — Зыбиха, к пруду — Старая деревня, за прудом — Кадницы. Пойдёшь в лес — там Уланиха, Подшмониха, Поперечный, Смородинный, Гальниха и другие. Когда-то в этих краях была водяная мельница, где мальчишки тешились, делали запруду, пока взрослые их не заметят.

После восьмого класса Николай уехал учиться в Васильсурск на пчеловода, затем по специальности работал в Богородском районе, но недолго — его призвали в армию. После службы вернулся к родителям в деревню, выучился на водителя и трудился в родном колхозе. В 1976 году парень женился, вместе с женой уехали жить и работать в Норильск.
— Жизнь у нас как-то не сложилась, хотя двух сыновей родили, — продолжает мой собеседник. — Я вернулся снова в Синцово, работал и ухаживал за больными родителями. Однажды в Шахманове в клубе познакомился с Еленой, она сама из Городца, приехала сюда по распределению, работала ветврачом. Поженились, так и живем в родительском доме, сделали два пристроя, у нас газ, вода из скважины — все удобства. Растим дочку Любочку, ей шестнадцать лет, учится в десятом классе в Кишкине. Раньше я её возил на своей машине, а сейчас приболел, и она на автобусе ездит.

Елена рассказала, что с мужем они всегда держали большое хозяйство — поросят, кроликов, гусей, кур, а самое главное и любимое их занятие — это пчеловодство. Начинали с малого, постепенно накопили опыт и нарастили пасеку, дошло до 150 семей. Мед отличный, есть постоянные покупатели, но по причине болезни Николая оставят в этом году не более десяти семей.

— Очень я полюбила эти края, — улыбается Елена. — Здесь в любое время года такая красота, а воздух свежий-свежий. Весной всё кругом цветет, птицы поют. Здесь всё для меня близкое и родное.

Райское место

В деревне стояла тишина, словно никого и нет. Только протоптанные и прочищенные тропинки выдавали, что в домах кто-то живёт. Но попытки пообщаться не увенчались успехом — выглянув через занавеску в окне, хозяева снова исчезали.
Все же мне удалось поговорить ещё с одним мужчиной, который любезно пригласил в дом. У дверей снова встретили два огромных лохматых сторожа. Несмотря на их устрашающий вид, они, как и их хозяин, оказались гостеприимными и даже позволили себя погладить.


Н.Н. Шатров считает, что теперь его родина — Синцово

Николай Николаевич Шатров родом из Костромской области. Познакомился с девушкой из города Кстово, которая приезжала в гости к бабушке, а когда поженились, уехали жить на Украину.

— Там мы прожили четырнадцать лет, — рассказывает мужчина. — Когда начались смутные времена, я забрал сына и дочь и вернулся в Россию, жена не поехала. С 1994 года жил в Кстове, работал в тресте «Нефтезаводстрой». Сначала дали мне комнату в общежитии, затем квартиру в бараке и, наконец, я заработал хорошую с удобствами, где сейчас живет сын с семьёй, а дочка в Нижнем Новгороде. На пенсию я уходил с предприятия «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».

Уйдя на заслуженный отдых, Николай Николаевич задумался о спокойной и тихой жизни подальше от городской суеты. Знакомые подсказали, что в Синцове продаётся дом, правда, в не очень хорошем состоянии, зато недорого. Это мужчину не испугало, дом подремонтировал и вот уже пять лет живет и радуется, как говорится, в ус не дует. Семейная жизнь так и не наладилась, зато дети и внук навещают, во всем помогают. Дочка любит в саду возиться, а сын по строительству.

— Скучно в деревне не бывает, здесь всегда дела найдутся, — уверяет мой собеседник. — Я не один, со мной две собаки, две кошки и курочки. Здесь райское место, дышится легко. По лесу погулять в любое время года одно удовольствие.

Я поинтересовалась у мужчины, есть ли у него увлечения. И тут Николай Николаевич засмеялся и рассказал забавную историю, как однажды, взяв ружьё у друга, решил на себе попробовать роль охотника. Когда присел отдохнуть на пенёк, к нему подбежал заяц, понюхал ружьё и спокойно скрылся в лесу. Так мужчина понял, что это занятие не его. Зато он стал заядлым рыбаком и знает, где какая рыба водится. В одном пруду линь ловится, в другом — окунь, в третьем — карась, а во всех щуки полно.

— Я много где жил, но такое место встретил впервые. Здесь не только природа чудная, но и люди хорошие, доброжелательные. Сейчас в округе тишина, а летом деревня оживет.

Со слов местных жителей, в Синцове более ста домов, в летний период в каждый из них возвращаются люди. В зиму остается около тридцати семей, самая оживленная сторона — Скачиха. Жители верят, что их деревня будет жить ещё много лет и очень надеются, что когда-то зимой, как и в давние времена, по заснеженной дороге промчится тройка с бубенцами, а в санях — весёлый, звонкий гармонист, который призовет всех выйти из своих домов, и закружатся хороводы, как в старые добрые времена.

Елена КОСАРЕВА
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!