Интервью
фотогалерея
Ю.Н. Гусев: «Чтобы остаться на месте — надо бежать»
2 мая отметит свой юбилей Юрий Николаевич Гусев, четверть века проработавший директором Большемурашкинской средней школы. Получается, что с этим педагогом связаны, так или иначе, жизнь и судьба каждого мураша. Кто-то сам учился у него или при его директорстве, у кого-то дети, у других — родители.
Первое знакомство
Когда я пошёл в 1 класс Большемурашкинской восьмилетки в 1969 году, Юрий Николаевич стал учительствовать в средней школе, но впервые я услышал о нём в классе пятом, когда он стал завучем. Конечно, с завучем все ученики хоть изредка пересекаются...
Но по-настоящему познакомился с ним в 9 классе, когда Юрий Николаевич стал преподавать у нас математику. В 15 лет мы уже были в состоянии немного понимать людей. И вот порог класса переступил интеллигентный импозантный мужчина, грамотный и знающий учитель, строгий и требовательный наставник, отлично знающий предмет и, главное, умеющий донести знания до учеников. Математика — наука точная, и объяснений требует таких же точных, выверенных, конкретных. Понять сложные формулировки нам помогало тонкое чувство юмора учителя, разбавленное лёгким сарказмом. Я до сих пор помню, что минимум функции на графике — в точке, где парабола «повисла», как растолковал нам педагог. Памятные и иные «крылатые слова» учителя, отличавшиеся универсальностью, например — «чтобы хорошо бегать — надо бегать». Все одноклассники тогда были уверены, что математике нас учит будущий директор школы, такая у него была харизма (этого слова мы тогда не знали, но чувствовали). И это произошло, но уже после того, как мы окончили школу, а до этого будущий директор прошёл все ступени педагогической карьеры.
Детство и юность
Юрий Николаевич относится к поколению детей войны. Родился в деревне Лунёво за неделю до Победы. Конечно же, я не мог не спросить, воевал ли его отец?
— Да, папу призвали, когда ему не исполнилось и восемнадцати. Он прошёл краткие курсы артиллериста-наводчика — и в бой. Воевать отцу довелось недолго, но он успел получить две медали за отвагу, был тяжело ранен, долго лечился по госпиталям, был комиссован. По возвращению домой женился на маме — Александре Осиповне. Несмотря на то, что у него было изуродовано плечо и почти не действовала рука, всю жизнь проработал механизатором, был отличным комбайнёром.
Лунёво сегодня — умирающая деревня, а в 50-х годах здесь была даже начальная школа, здесь и учился Юра Гусев. По её окончанию для продолжения образования пришлось ходить в Мурашкино. Средняя школа на Старо-Луговой улице располагалась в старом деревянном дореволюционном здании. Но в школе главное не стены и крыша, а учителя, в ней работающие.
До сих пор Юрий Николаевич с особой теплотой и даже с каким-то трепетом отзывается о своих учителях: А.Н. Чехлове, А.В. Карпенко, М.Н. Зубарёвой и многих других.
— А как нас учили физкультуре! — вспоминает Юрий Николаевич. — Спорт был не урок, а образ жизни. Летом — гимнастика и бег, зимой — лыжи. Мы души не чаяли в Юрии Васильевиче Козлове и Венедикте Сергеевиче Недорезове, который, хотя и преподавал математику, был отличным лыжником-разрядником и вёл секцию.
По окончанию средней школы Юрий поступил на мехмат университета имени Лобачевского, но потом перевёлся на математический факультет Горьковского пединститута.
Становление
Юрий Николаевич учился заочно, одновременно преподавая в Григоровской восьмилетке. Потом некоторое время работал в вечерней школе, при этом вёл несколько часов математики в Большемурашкинской средней школе. В 1969 году перешёл туда окончательно.
— Мне всегда нравилось работать в своей школе, — с ностальгией вспоминает бывший директор. — Я и сам её выпускник, пришёл работать сюда же, работал со своими же учителями, продолжая учиться у них учить детей, а через некоторое время в наш педагогический коллектив влились уже мои ученики — такая вот смена поколений. Я продолжал учиться у своих старших коллег и после того, как в 1973 году стал завучем. Их дискуссии в учительской по педагогике — просто кладезь знаний! Настоящее пособие для молодых учителей, к тому же почти все они были фронтовиками и, хотя крайне редко, но делились воспоминаниями.
Как завуч Юрий Николаевич многому научился у Фёдора Ивановича Родионова. Образцом ответственного отношения к своему делу был Лев Павлович Лукьянов — настоящий солдат педагогического фронта, как отзывается о нём Юрий Николаевич. Организаторским навыкам и основам руководства педагогическим коллективом он учился у своего директора Евгения Ивановича Шорохова.
— Поскольку в моих обязанностях было курирование не только математики и физики, но и начальных классов, — продолжает рассказ Юрий Николаевич, — я близко познакомился с ними и до сих пор не перестаю восхищаться их преданностью учительской профессии. Они не работали — служили своему делу. Р.Л. Кузнецову, А. И. Лузину, В.И. Даранову, М.И. Ленину, Л.И. Калигину, К.И. Судомойкину, К.К. Наумову, С.В. Федяеву искренне любили ученики и уважали их родители. Иногда мне кажется, что я не столько курировал педагогов, сколько продолжал учиться у них, перенимая бесценный опыт мастеров, преданных своему делу.
Директор
В переломное для страны время, в 1985 году, Юрия Николаевича назначили директором школы.
— Я каждого учителя хорошо знал со всеми достоинствами и недостатками, но и каждый из них знал обо мне всё. С одной стороны, это хорошо, а с другой создавало некоторые проблемы, — говорит Юрий Николаевич. — Директоров школ утверждали в областном отделе образования. Меня вызвали на собеседование и спросили о планах работы. Я ответил, что осознаю меру своей ответственности и в своей работе буду опираться на учителей-ветеранов, помогать развитию молодых кадров из выпускников школы. Этим принципом я и руководствовался все годы работы.
Работать в эпоху перемен всегда непросто. Менялся не только общественный строй, менялось информационное пространство.
— Наступала эра компьютеризации, и мне кажется, что я, как директор школы, не упустил этот момент, — отметил мой собеседник. — Помню, как ездил на оборонное предприятие в Сергиев Посад, привёз оттуда компьютеры «КУВТ-86», но никто ещё понятия не имел не только как они работают, но и как выглядит в собранном виде компьютерный класс. Большую помощь нам оказал директор 40-го лицея Валентин Иванович Чернов, помогал и наш выпускник Сергей Матвейцев. Общими усилиями наладили работу класса. Техника устаревала быстро, «железо» не успевало за программами, поэтому мы старались регулярно менять оборудование. Работа шла непрерывно. Это тот случай, когда чтобы остаться на месте — надо бежать. Таковы условия современной школы.
Формированию педагогического коллектива, эффективной команды директор уделял постоянное внимание. Даже сейчас, находясь на пенсии, он гордится тем, что абсолютное большинство учителей школы — её же выпускники. Алгоритм формирования такого коллектива предельно прост: школа —институт — школа.
Благодаря сбалансированному творческому коллективу, его работоспособности, школа достигла высоких результатов. В 2005 году она стала победителем регионального этапа конкурса «Лучшая школа России» и участвовала в финале. На следующий год БСШ доказала, что сельская школа может показывать результаты не хуже городских: получила Президентский грант в размере одного миллиона рублей, который потратили на улучшение материальной базы. В нашей школе ежегодно выпускаются медалисты, хорошие показатели по поступлению выпускников в вузы.
После школы
У Юрия Николаевича две дочери. Конечно же, они учились в школе, где директором был их отец. Будучи руководителем, он едва ли мог уделять им много внимания. Они успешно окончили школу, получили высшее образование и ныне живут в областном центре. А вот когда директор вышел на пенсию, внукам он мог уделять больше времени. Когда Алина и Миша приезжали на каникулы к деду, они оказывались под чутким математическим руководством, как говорит сам Юрий Николаевич. Его занятия дали свой результат — по ЕГЭ по математике внуки набрали 84 и 86 баллов. Сейчас Миша учится в лингвистическом университете, а Алина — в высшей школе экономики. Юрий Николаевич — дед вполне современный и общается с ними с помощью планшета и смартфона. Заметно, что он очень гордится своими внуками.
В завершение беседы Юрий Николаевич сказал: «Я очень благодарен своему коллективу за счастливые годы нашей работы. Желаю коллегам, с которыми мы проделали непростой путь, крепкого здоровья, творческих успехов, талантливых учеников. Никогда не забывайте девиз: «Чтобы остаться на месте — надо бежать».
От имени коллектива Большемурашкинской средней школы, учителей-ветеранов, выпускников разных лет, педагогов образовательных учреждений района сердечно поздравляем Юрия Николаевича с юбилеем, желаем счастья, благополучия, здоровья!
Алексей ТОЛКАЧЁВ