Интервью
фотогалерея
Вкус льняных лепёшек
Наша страна мужественно перенесла все испытания в годы Великой Отечественной войны. Это время было трудным не только для фронтовиков. Мы преклоняемся и перед теми, кто тогда трудился в тылу — в основном это были женщины, старики и дети.
Когда началась война, Ульяне Федоровне Мальцевой, жительнице Большого Мурашкина, было 9 лет. Родом она из поселка Гремячий Бутурлинского района. Их семья была многодетной, родители трудились в колхозе.
— Хорошо помню тот день, когда по нашей округе пронеслась страшная весть, — рассказывает Ульяна Федоровна. — В бакалдовских садах проходило массовое гулянье, взрослые пели, плясали, а мы бегали да озоровали. Примчался на лошади дядька и громко сообщил, что началась война. Люди со слезами на глазах разошлись по домам. А на следующий день мужчин забрали на фронт, и нашего отца тоже. С пятью детьми, да еще в положении, мама осталась одна. Вскоре на войну ушёл и старший брат. Слава Богу, он вернулся, а вот папа погиб в 1943 году. Мама родила двойняшек, одна девочка умерла в младенчестве, а другая где-то лет в двенадцать.
Несмотря на свой возраст, Ульяне приходилось трудиться наравне со взрослыми. Ей довелось окончить только два класса. Со слов женщины, ходить в школу, которая находилась в Больших Бакалдах, было не в чем. Единственные её сапожки нечаянно сгорели, когда сушились возле подтопка. Поэтому научиться грамоте девочка не успела. Мама тоже была неграмотной. Читать фронтовые письма и отвечать на них помогали соседи.
— Было очень тяжело и голодно, — вздыхает моя собеседница. — Вместе с мамой ходила работать в поля. Вручную косили пшеницу, я собирала её в кучки, а мама вязала в снопы. Когда все поля были убраны, мы колоски собирали, дома струкали, толкли в ступе и кашу варили. Тогда она для нас была самой вкусной едой. Приходилось питаться и гнилой картошкой, которую собирали зимой в полях. А когда нам председатель колхоза за хорошую работу выписал мешок льняных семечек, это был праздник. Мы из них лепешки пекли. Я бы и сейчас поела с удовольствием, до сих пор помню их вкус. Но все же любимой едой у детей была разная трава. За своё детство переели её, наверное, стогами.
Ульяна Федоровна призналась, что работы в сельской местности хватало, на сон оставалось совсем немного времени. После трудового дня много дел находилось и дома. Вместе с мамой собирали по лесу сушняк на зиму и на себе носили вязанки домой. А темными вечерами при свечке любила Ульяна шить, вышивать и строчить подзоры. Из чего было могла смастерить себе наряд, а средний брат на теплое время года плел всем лапотки. Если повезет, то и покупатели находились на их изделия. Вот так и выживали.
— Уже после войны несколько раз посылали меня на лето работать в Горький, на железную дорогу, — вспоминает моя героиня. — Грузила на платформы песок, жила на квартире, а на зиму снова домой возвращалась, трудилась на ферме овцеводкой. Когда повзрослела, уехала в Нижний Тагил, устроилась на завод, там и встретила любимого Гришеньку. Поженились, родили двух сыновей — Александра и Владимира. Вскоре переехали жить в Архангельскую область, Гриша работал, а я детей воспитывала. Но недолго длилось наше семейное счастье, муж заболел и умер.
Осталась Ульяна Федоровна одна с маленькими детьми и на чужой сторонушке. Пришлось вернуться в родные края к маме. Когда колхоз стал распадаться, молодежь потянулась в город, а Ульяна приняла решение переехать в Большое Мурашкино. Купила небольшой домик и устроилась на швейную фабрику. Её сыновья считают себя мурашами, здесь прошло их детство и юношество. Александр давно живет с семьей в Архангельске, а Владимир остался в родном поселке.
— Трудно было одной воспитывать детей, но выросли они у меня очень хорошие и заботливые, — улыбается Ульяна Федоровна. — На месте маленькой избушки построили мне хороший дом, провели воду, только газа нет, но у Владимира руки «золотые», печь мне добротную выложил, с ней не только тепло, но и сытно. Уж очень вкусная еда в печи получается. И снохи у меня замечательные. Зоя так, вообще, меня часто навещает, все дела мне переделает и по дому, и в огороде. Я довольна своей жизнью. У меня три внука и два правнука, они — мое главное счастье.
По состоянию здоровья Ульяна Федоровна всю зиму не выходила на улицу, природой любовалась только из окна. Она мечтает, что скоро наступит тепло, и как раньше возьмет она свою любимую тачку и самостоятельно поедет в магазин.
— По народу уже соскучилась, — говорит женщина. — Так хочется встретить знакомых, пообщаться и посмотреть на любимый поселок.
Ульяне Федоровне 88 лет. Несмотря на тяжёлые годы жизни и возраст она не теряет оптимизма и бодрости духа.
Елена КОСАРЕВА