Главная Наши земляки Село ставшее родным
12.10.2020
Просмотров: 511, комментариев: 0

Село ставшее родным

Сад Зои Ивановны Назаровой спускается прямо к маломурашкинскому пруду

Во время поездок по району у журналистов происходят случайные, ни к чему не обязывающие, мимолетные встречи. Но иногда они напоминают о себе. Как-то раз возвращаясь из Малого Мурашкина на редакционной машине подвезли до райцентра немолодую незнакомую женщину. В машине разговор ни о чем.

— Вам фамилия не Толкачев? – вдруг спрашивает собеседница.

— Да.

— Я ведь отца вашего хорошо помню. Работали с ним.

Она также представилась. Но поскольку она явно не местная, а мы уже доехали до места, ни имени её, ни фамилии в памяти не отложилось.

И вот в декаду пожилого человека я снова побывал на Малом, чтобы рассказать читателям о ком-нибудь из ветеранов.

— Зайди к Зое Ивановне Назаровой, — посоветовали земляки. – Она хоть и не наша уроженка, но работала здесь во времена, когда в селе был еще колхоз, а сейчас проживает у нас летом.

Стучу в дверь, выходит миниатюрная, подвижная брюнетка, которой ну никак не дашь восемьдесят с лишним лет. «Да это же та самая случайная знакомая», — вспоминаю я, здороваясь с хозяйкой.

Видно, что и она рада моему визиту и, доброжелательно улыбаясь, приглашает в дом. В комнатах чисто, опрятно и уютно, несмотря на солидный возраст хозяйки.

За чашкой кофе Зоя Ивановна рассказывает о себе, о работе в колхозе.

В Большемурашкинский район Зоя приехала двадцатилетней девчонкой по окончании Лысковского зооветеринарного техникума. По распределению молодого специалиста направили работать на ветучасток в Гужово. Но к концу года освободилось место ветеринара в колхозе имени Кирова, который был на Малом Мурашкине. Сюда и пригласили ее на работу.

Откровенно говоря, я думал, что село было всегда в составе племзавода «Большемурашкинский», а оказывается, здесь был вполне крепкий колхоз. Председателем же его была легендарная личность нашего района – Таисия Васильевна Люшова. Чуть ли не круглый год она колесила по полям колхоза на мотоцикле. Обнаружив какие-нибудь недостатки и огрехи в работе колхозников, немедленно учиняла разнос, не стесняясь в выражениях. Но в целом, всегда проявляла заботу о рядовых тружениках. Вот и тогда, в холодном декабре, она доброжелательно встретила Зою, немедленно определив ее на квартиру на Завраге.

Работа ветврачом в деревне – это не просто работа, это образ жизни. Выходные?! Бывают, конечно, если не вызовут из-за болезни какого-либо животного. А живности в колхозе очень много: коровы, овцы, свиньи, куры, были рабочие лошади. Причем, не только на Малом Мурашкине, но и в Мословке, до которой несколько верст лесом.

К тому же и сельские жители еще не разучились держать скот. Конечно, со свиньями и овцами обычно обходились без ветеринара, но с коровой никак нельзя. Ночь-полночь — стук в окошко: «Зоя, беда! Корова никак не растелится». И девушка никогда не отказывала в помощи.

Образованную, грамотную, работящую девушку вскоре избрали секретарем комсомольской организации.

— Ой, а молодежи в селе было – не сосчитать, — вспоминает Зоя Ивановна, — Бизяевы, Кострецовы, Пресняковы, Удаловы, Толкачевы… и всех не по одному-двое. Помню, как тесно работали с библиотекарем Валентиной Назаровной Толкачевой. Была у нас шикарная художественная самодеятельность. Праздники всем селом устраивали на берегу Сундовика.

Конечно же, комсомол занимался не только праздниками и самодеятельностью, а, прежде всего, работой. Все, наверняка, слышали, а старшее поколение и само участвовало, в добровольной работе на пользу общества в свободное от профессиональной деятельности время, в так называемых субботниках.

— Но субботы у нас и так были рабочими, так что подобные мероприятия у нас воскресниками назывались, — с блеском в глазах вспоминает Зоя Ивановна. – Невозможно забыть, как строили дорогу до Работок. Я еще после техникума, добираясь до Мурашкина, думала, трясясь на разбитом грузовике, который именовался грузотакси, боже, куда меня несет, даже до райцентра дороги нет. Вот как раз на мою юность и пришлось строительство дороги до Лысковской трассы. Намеченный маршрут разбили на участки, каждый из которых должно было построить какое-то предприятие. Уж не знаю как, но на каждый из них завезли песок и щебень. Остальное вручную с помощью лопат и носилок. Нашему колхозу достался участок у Папулова. Добирались как придется, работали от темна до темна. Об оплате и речи не было, Таисия Васильевна как-то ухитрялась находить нам деньги на питание, или выделяла продовольствие. Думаю, что это было непросто, дорога-то ведь была неколхозная. Но особенно запомнилось, как председатель отблагодарила нас за ударную работу на стройке. На день молодежи наняла самолет АН-2, и пилот катал нас над родным колхозом. Не раз мне потом доводилось совершать полеты на комфортабельных лайнерах, но такого восторга уже никогда не испытывала.

Красивая и такая активная девушка, которая успевала везде и всюду, конечно же, не осталась без внимания местных парней. В одного из них, Евгения Назарова, и сама влюбилась. Через некоторое время сыграли свадьбу, а в начале шестидесятых уехали из села в город Кстово, который в то время активно развивался и строился, крупнейшие нефтехимические заводы росли, как грибы. И даже удивительно, что, переехав жить туда, Зоя Ивановна осталась верна сельскохозяйственной профессии. Всю оставшуюся жизнь проработала она на Кстовской птицефабрике. Сначала рядовым ветеринаром, потом окончила Казанский ветеринарный институт и стала главным ветврачом предприятия.

Работы было выше головы. Как она сама рассказывает, заболевания среди птиц особенно скоротечны и печальны по результатам. Стоит какой-нибудь заразе проникнуть в птичник, как через пару дней – уже только работа экскаваторщика – закапывать десятки тысяч пернатых трупов.

Но Зоя Ивановна успешно справлялась с задачей, и ветслужба противостояла инфекциям. За многолетний труд она удостоена высокого звания «Заслуженный ветеринарный врач Российской Федерации». Надо отметить, что звание не только высокое, но и редкое. За всю свою жизнь я знал только трех заслуженных ветврачей, включая преподавателей сельхозинститута.

Работая в городе, Зоя Ивановна никогда не забывала о ставшем ей родным селе. Уходя на пенсию, купили на Малом Мурашкине дом. Много сил и души вложили в его обустройство. Недавно женщина овдовела и, конечно, сегодня ей тяжело управляться с хозяйством.

Мы идем с хозяйкой в сад.

— Вот прежде чем уехать, готовлю его к зимовке, — рассказывает пенсионерка и срывает гроздь винограда, — угощайтесь.
Сад у нее — это просто песня, даже не потому, что растет в нем что-то необычное и удивительное. Просто крутым уклоном спускается он к пруду. Рядом с берегом временно причалила маломурашкинская достопримечательность – плавучий остров.

— А вот берег благоустроить просто сил уже нет, — сетует моя собеседница. — Даже почву под зиму перекопать, пришлось нанимать работников. Сыну заниматься домом некогда, да и есть у него дача на Волге, внук Антон живет в Москве, внучка Ирина и младший Александр – в Нижнем Новгороде.

Пока шла наша беседа, раздался телефонный звонок. Звонил Антон, справиться о здоровье бабушки, а та похвалилась, что в гостях у нее журналист.

Настало время прощаться, и Зоя Ивановна сорвала для меня еще несколько виноградных гроздьев.

— На дорожку, — доброжелательно проводила меня хозяйка.

Доброго Вам здоровья, Зоя Ивановна, добра и счастья!
 

Алексей ТОЛКАЧЕВ
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!