Главная Наши земляки Труженица тыла: Жили в бедности, но счастливо…
26.10.2018
Просмотров: 881, комментариев: 0

Труженица тыла: Жили в бедности, но счастливо…

В свои 95 лет жительница Большого Мурашкина Любовь Федоровна Логинова прекрасно помнит о том далеком военном и послевоенном времени.


Родом женщина из деревни Лунево Большемурашкинского района, из простой многодетной семьи. По окончании четвертого класса многие девчонки и мальчишки из деревни пошли работать, так как не было возможности ходить в школу в райцентре. Трудились наравне с взрослыми и без выходных.


— Мы с подружкой были шустрые, резвые, бригадир всегда нас хвалил, — рассказывает Любовь Федоровна. – Да у нас ни мужей, ни детей еще не было, поэтому на любую работу, в любое время дня и ночи всегда бежали без всяких отговорок. А после работы, сделав домашние дела, и погулять успевали. Это сейчас молодежь на жизнь жалуется. А мы, не смотря на голод, холод и бедноту, все равно были счастливы.


Когда началась война, Любе было 17 лет. Два брата — Евгений и Виктор — в это время служили в армии, а еще двух братьев — Александра и Михаила — впервые же дни забрали на фронт. Папа по возрасту для службы уже не подошел.


— Женя службу проходил на флоте и, можно сказать, собирался уже домой, но помешала война, — вспоминает моя собеседница. – Их огромный корабль «Свирь» был разгромлен фашистами в Финском заливе. А Виктор служил в нашей области в Гороховских лагерях, я ему еще сухари возила, на войну он не попал. На Александра вскоре пришло извещение «пропал без вести». Михаила в 1943 году демобилизовали по здоровью. По возвращению его поставили бригадиром, потом повысили до председателя.


Любовь Федоровна с дрожью вспоминает то время, когда ей пришлось в морозную зиму рыть окопы, долбить киркой промерзшую землю. Их перевозили с одного места работы на другое, было очень тяжело, но отказаться и вернуться домой считалось большим преступлением.


Однажды девушке пришла повестка на фронт, но Михаил, пользуясь своим положением, устроил сестру в Горьковский госпиталь санитаркой.


—  Я работала в операционной, не только там убиралась, но и присутствовала на операциях, подавала бинты, лекарства, — говорит труженица тыла. – Много мужских слез повидала, кому ногу ампутировали, кому руку. А я эти части тела относила на станцию переливания крови, куда они их девали, не знаю, может, сжигали, а оттуда в специальных емкостях кровь в госпиталь доставляла. Персонал госпиталя меня хвалил, говорили, что мне надо в медицинский поступать. Может, так и было  бы, но тогда шла война, да и мама заболела, мне пришлось вернуться домой. Вскоре мама умерла, папа женился второй раз, и я стала жить одна.


Однажды Люба обратила внимание на своего земляка Леонида, на которого раньше  даже и не смотрела, так как он был младше на шесть лет. Между ними появилась взаимная симпатия, и в 1948 году сыграли свадьбу. А вскоре родились дети – сын Юрий и дочка Людмила.


— Всякое бывало в жизни, но я себя считаю счастливым человеком, — вспоминает Любовь Федоровна. — Муж был веселым, играл на гармошке, любил детей, а главное не увлекался спиртным.


Леонида Логинова в 1964 году назначили председателем колхоза имени Мичурина, и семье пришлось переехать в Карабатово. Покидать родную деревню им было жалко, только выстроили дом, обзавелись хозяйством.


— В Карабатове нам дали квартиру, — вздыхает моя героиня. — Благодаря мужу колхоз поднялся и стал в числе передовиков. Он упорно вёл своё село, односельчан к достойной человеческой жизни. Вложил для этого все силы, всю душу и за все переживал. Поэтому и здоровье рано покачнулось.


Уйдя на пенсию по инвалидности, Леониду Александровичу дали квартиру в райцентре, куда Логиновы сразу переехали, так как супруг постоянно болел и часто приходилось лежать в больнице. В 1985 году у него случился инфаркт и он умер, вскоре не стало и сына. Но Любовь Федоровна всегда под опекой дочери, двух внуков и правнуков. Дочка живет в Лыскове, часто навещает маму, а на зиму переезжает к ней.


— Вдвоем как-то веселее, да и мне спокойнее, — поясняет Людмила. – Хоть маму и навещает социальный работник  и помогает ей во всем, но душа все равно болит.


Любовь Федоровна призналась, что здоровье у неё неважное, уже в зрелом возрасте перенесла две сложные операции. Сейчас болят ноги, больше времени она проводит на кровати, да и слух подводит. Но оптимизма и интереса к жизни ей не занимать.


Елена КОСАРЕВА
 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!