Главная Наши земляки Тихое местечко Лунёво
07.08.2020
Просмотров: 689, комментариев: 0

Тихое местечко Лунёво

Незаметное, затерявшееся среди тысяч таких же деревенек маленькое Лунево расположено примерно в полукилометре от Холязина по полевой дороге, по которой местные дачники ходят в село за продуктами. А на транспорте мы въехали с другой стороны деревни, где от асфальтированной дороги до домов всего сто метров. Именно здесь и заезжает народ в своё излюбленное место.

Когда-то жизнь в Луневе била ключом, а сейчас первое, что встаёт на пути — маленький заброшенный домик с разбитыми окнами, который  словно пытается разглядеть непрошеных гостей сквозь огромные заросли травы. И таких неухоженных строений очень много. В деревне, к нашему огромному удивлению, стояла невероятная тишина, будто здесь и вовсе никого нет. Радостно было увидеть сидящую на крылечке пожилую даму в шляпе, а рядом с ней чуть слышно лаяла маленькая собачка, видимо, верный охранник. Но, как выяснилось, эта женщина просто находится в гостях у друзей, которые ненадолго отлучились, и рассказать о деревне ей нечего. Но гостья призналась, что чистый и ароматный воздух «сбивает» её с ног, и находиться ей здесь одно удовольствие.

Полгода на свежем воздухе

Жительницу Нижнего Новгорода Наталью Александровну (фамилию она пожелала скрыть) мы застали за беседой со своей любимой кошкой на лавочке возле дома, но, как оказалось, снова не у своего.

— Это я за своей кошкой сюда пришла, любит здесь гулять, а наша с мужем дача стоит на бугре через овраг, — пояснила женщина. — Там всего три дома, и называется в народе та сторона Волчиха. А все потому, что дома те находятся на окраине и слышно, особенно зимой, как воют волки. Местные рассказывали, что когда-то давно эти хищники постоянно там обитали. Да что давно… у соседа несколько лет назад собаку загрызли. Лисы и зайцы — так вообще, как у себя дома бегают, никого не боятся. А сами мы не здешние, около двадцати лет назад купили здесь дачу. Были в гостях в соседней деревне и уж очень нам деревенская жизнь по душе пришлась. Вот в Луневе и присмотрели себе домик. В то время я уже ушла на пенсию, да и внучонок родился. Стала летом здесь жить, внука помогать растить, а муж еще работал, приезжал нас навещать.

Теперь супруги с ранней весны и до первого снега проживают в деревне вместе. По их словам, они бы рады жить и зимой, но уж очень холодно, газа нет, хорошо хоть вода из скважины, но в мороз всё промерзает.

— Нам хватает здесь и полгода, чтобы надышаться свежим воздухом, набраться сил, запастись ягодами и грибами, собрать урожай, сделать заготовки, — рассказывает Наталья Александровна. — Машина своя, есть на чем и в лес доехать, и в райцентр. А если что со здоровьем, то телефоны у всех, скорую вызываем, приезжает быстро. Деревня нравится, тихая, спокойная и народ хороший, почти все приезжие. Это сейчас никого нет, а в выходные деревня оживает.

Счастливая бабушка

Продолжив путь дальше, мы свернули на небольшой переезд через заросший тиной пруд и выехали к огороженному большим забором дому. Нас радостно встретили молодая женщина и два мальчика. Я, признаться, удивилась, когда узнала, что это не мама с детьми, а бабушка с внучатами. Сразу видно — жизнь в деревне хоть и трудная, но здоровью только на пользу.

Дачница Ирина Афанасьева со своими внуками
Дачница Ирина Афанасьева со своими  внуками

— А мы собрались на тихий час, но увидели, что гости пожаловали, — улыбается женщина. — Но ничего страшного, отдых подождет, мы гостям всегда рады.

Ирина Афанасьева родом из Нижнего Новгорода, но все свое детство провела в Луневе, отсюда её родители.

— Мама и папа все детство не расставались. Ребятни было много, везде бегали толпой, вместе и в школу, и в магазин, и в клуб в Холязино ходили, — рассказывает женщина. — Их родители тоже в селе трудились. Деревня с тех пор особо не изменилась, как было домов сорок, так и осталось, разве что заросла немного. Но глава сельской администрации Павел Александрович Дойников, всегда нам идет на встречу. Если надо что-то, пишем заявление, он обязательно помогает. Траву большую скосят, колеи по деревне трактором сравняют, лампочки на столбах заменят. Про нас не забывают. А зимой мы разве что заедем дом посмотреть. Машину на дороге оставляем и пробираемся сквозь сугробы пешком. Чистить снег по деревне опасно — жить здесь никто в зиму не остается, а для воришек это на руку. Пусть уж лучше в снегу все будет, зато весной приезжаешь — где что положил, там и взял.

Пока мы общались, мальчишки радостно бегали по двору и звали меня показать свои владения. В первую очередь они похвастались боксерской грушей, и даже показали несколько приемов. Тогда я убедилась, что их любимая бабушка в безопасности, раз рядом такие богатыри. Далее мы прошлись по большому огороду, где растет все необходимое. И, конечно же, как и у большинства дачников, стоит бревенчатая банька, а рядом оборудовано и местечко для приготовления шашлыков — важная и необходимая зона для отдыха.

— Скучно нам не бывает, — улыбается Ирина. — Мы здесь с той поры, как пандемия началась. Я сразу ушла с работы, чтобы сидеть с мальчишками, а дочка с мужем нас часто навещают. Мы и на велосипедах катаемся, и в лес ходим, и с друзьями встречаемся, у нас их много. Каждый день расписан по минутам, мы читаем, рисуем, к школе готовимся, Матвею только три года, а Степан — взрослый, ему уже шесть.

Когда расставались, мальчишки махали вслед рукой, а счастливая бабушка снова приглашала в гости.

Строительство в разгаре

Проезжая мимо строящегося дома, мы остановились, чтобы пообщаться с хозяевами. Но из всех членов семьи на данный момент были только бабушка и внучка. Небольшой домик жители Нижнего Новгорода приобрели здесь в 1991 году.

— В покупке нам помог коллега мужа, так как он сам родом отсюда, — пояснила Татьяна Александровна Бочкарева. — Поначалу ездили в деревню с сыновьями только по выходным и во время отпуска. Мальчишкам очень нравилось здесь. Ходили с ними по ягоды, грибы, на рыбалку.

Оказывается, в затянувшемся тиной пруду еще совсем недавно купались, но вода там холодная, бьют родники. Когда-то этот водоем гремел на всю округу, в нем водились огромные карпы, а теперь хозяйничают бобры.

Татьяна Александровна призналась, что сейчас свободного времени совсем нет, так как помимо приусадебного хозяйства еще и стройка.

— Мы бы так и жили в этом домике, да сыновья выросли и решили расшириться, — продолжает женщина. — Я ушла на заслуженный отдых, а муж еще работает. Поэтому строительство идет только по выходным, когда все вместе собираются. Вот дом построится, так бы и газ неплохо запустить в деревню, но это только мечты, а воду питьевую мы из колодца берем. Муж мечтает на пенсии сюда совсем перебраться. Просили местную администрацию дорогу сделать по деревне, хотя бы щебнем, надеемся, что отреагируют.

Пока готовилась статья, дорожное полотно в щебневом варианте протяженностью триста метров было проложено по деревне. Глава сельской администрации П.А. Дойников пояснил, что это только начало, постепенно дорожные работы продолжатся.

Активистка

Общаясь с жителями деревни, все мне советовали навестить Зою Петровну Глистину, так как она много лет прожила здесь и, если что-то случается, все бегут к ней, а уж она «звонит во все колокола». Народ считает её местной активисткой. Но, к сожалению, дома её не застали. Оказывается, у них с мужем в Холязине есть квартира, в которой они постоянно проживают, а в Луневе — просто дача. Но нам посчастливилось пообщаться с ней по телефону. Выяснилось, что накануне муж приболел, и они уехали домой, а так все лето, почти до самой зимы, живут в деревне.

— Родом я из деревни Согласие, а муж — из Калиновки Большемурашкинского района, — рассказывает женщина. — Когда поженились, уехали жить в Горький, там у нас родились дети. Но около тридцати лет назад купили в Луневе домик. Поначалу года три я жила здесь одна, муж ещё работал. Мы завели большое хозяйство – трех поросят, более сорока кур, сотню кроликов. В деревне в ту пору народ жил еще, скотина паслась. Я как-то сразу полюбила это тихое местечко и всей душой переживала по каждому поводу. То колодец обрушится, то карпы в пруду дохнут — уж я на месте не сидела, всегда находила, куда обратиться. А кто, если не я?

Но сейчас Зоя Петровна призналась, что пыл уже не тот, здоровье подводит, да и для внуков и правнуков беречь себя надо.

— Очень я рада, что деревня благодаря дачникам живет, — говорит Зоя Петровна. — Конечно, огромная благодарность Павлу Александровичу Дойникову и Федору Алексеевичу Лицову, что никогда про нас не забывают, поддерживают с нами тесный контакт. Нас, дачников, осталось немного, ведь жилых домов, можно сказать, в два раза меньше, чем по численности. Поэтому, чтобы сохранить нашу деревеньку, нужно приложить много усилий, трудов и стараний, что мы и делаем сообща с администрацией.

Народ надеется, что через год-другой заброшенные дома все же обретут новых хозяев, для лопухов и крапивы не найдется ни клочка земли и деревенька снова возродится. Как и раньше по утрам запоют петухи, на свободных выпасах замычат коровы и заблеют овечки, в пруду заплещутся карпы, а дворовые псы защитят от непрошеных хищников.

Елена КОСАРЕВА
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!