Интервью
фотогалерея
Тетя Таня. Слово о матери (из почты редактора)
Жизнь моя сейчас сплошная драма,
Но, как прежде, нужен твой совет.
Я тебе открыла б душу, мама,
Только мамы моей больше нет…
Эти строчки я написала под впечатлением большой личной утраты: 3 января ушла из жизни Татьяна Александровна Зиновьева (Кузнецова). Тетя Таня…
Почти 50 лет назад я познакомилась с этим замечательным человеком, когда совсем ещё молоденькой девчонкой пришла работать в Ивановскую школу. И был ей тогда 41 год. Думаю, что судьба нас свела не случайно, несмотря на большую разницу в возрасте. Много лет я тесно общалась, прежде всего, с ней, была вхожа в её семью и уж, конечно, имела возможность судить о том, как она жила.
Во-первых, тётя Таня всегда поддерживала меня, наставляла, разъясняла. С ней я могла поделиться самым сокровенным, и я точно знала, что это останется тайной. А дельный и мудрый совет можно было получить всегда. Во-вторых, она не осуждала никогда и никого, не сплетничала, не злословила. Я никогда не слышала, чтобы она о ком-то отзывалась плохо. Насколько я помню, и как человек, и как руководитель Татьяна Александровна всегда старалась помочь людям. В-третьих, всегда очень хорошо отзывалась о родственниках, о родственниках мужа и, конечно, о своих родных. В-четвёртых, она очень любила своих детей, внуков. Радовалась успехам младшего сына, гордилась своим старшим сыном, который для неё был, не побоюсь этого слова, словно «свет в окошке».
И всё, что делала тётя Таня в жизни, было направлено только на то, что было в угоду детям, внукам. Да, это именно так.
Потому хочу сказать всем детям и внукам: цените своих родителей, бабушек, дедушек, берегите их и заботьтесь о них. Помните, что самый главный человек на земле — это МАТЬ, которая подарила нам жизнь, которая не спала ночами, когда мы болели, МАТЬ, которая вскормила нас и поставила на ноги. Ведь пройдет время, и мы все осознаем, что матери уже больше нет рядом с нами, и мы не сможем уже больше никогда прижаться к её морщинистым щекам и прикоснуться к её натруженным рукам. И это будет больно, уж, поверьте мне.
А сейчас – хоть уж покаяние, хоть уж раскаяние пусть посетит нас, детей, искреннее сожаление о том, что недолюбили, недодали внимания, заботы. И что словами, действиями, поступками мы приносили самому близкому и родному человеку боль, страдания, горечь.
И если уж не всегда получалось должным образом относиться к матери при жизни, то сейчас пора покаяться, постоянно кланяться памяти наших родителей, памяти бабушек и дедушек — кланяться через свои благие мысли, через свои благие деяния, через периодическое посещение могилок, через молитвы. Да, через наши молитвы.
В православии говорят, что по истечении 40 дней Господь определяет душу человека, соответственно его дел на земле, в ТО или ИНОЕ место. И я твердо верю, что душа Татьяны Александровны, тёти Тани, обязательно будет находиться «в месте светле, в месте покойне», там, где «нет болезней, печалей, но есть жизнь бесконечная», т.е. там, где Царствие Божие.
Вечная и светлая память моему близкому человеку Татьяне Александровне Зиновьевой, тёте Тане.
С уважением Тамара Епифанова, г. Н.Новгород
Приечание. Свое письмо Т.И. Епифанова озаглавила «Ода матери». Название изменено редакцией.