Интервью
фотогалерея
Стараюсь забыть

Граждан, достигших такой знаменательной даты, с юбилеем поздравляет Президент России. Поздравительные письма ветеранам вручает начальник управления соцзащиты Александр Потёмкин. В Гужово вместе с ним отправился и наш корреспондент. В конце апреля в родную деревню на всё лето вернулась Нина Васильевна Ефимова, которой 2 мая исполнилось девяносто.
Только наш автомобиль подъехал к добротному дому, как на крыльцо бодро вышла встречать хозяйка, несмотря на более чем солидный возраст. Нина Васильевна пригласила нас в дом.
— Наталья, дочь Нины Васильевны, — представилась встретившая нас у порога женщина. — Вот приехала из Нижнего Новгорода посмотреть за мамой, зиму она прожила у другой дочери — в Перевозе. Там, конечно, она скучала по деревне, а здесь всё свое всё родное, выйдет на улицу — и сразу найдётся собеседник. Да и в огороде она вроде как при деле. Вот почти всё, за исключением картошки, уже посадили. Мама, конечно, сама уже грядки не копает и не засевает, зато всё под её внимательным контролем. Вечером у мамы есть силы намыться в бане, после неё даже как-то молодеет.
Александр Николаевич сердечно поздравил именинницу, передал ей поздравительное письмо Президента России и небольшой подарок от администрации и пожелал крепкого здоровья, внимания и заботы близких и пообещал, что приедет на следующий юбилей женщины.
Выслушав поздравления, Нина Васильевна не отпустила гостей, не напоив чаем. Не так уж часто случаются 90-летние юбилеи, а в преддверии Дня Победы и подавно. Я не мог не спросить у неё — остались ли какие-то воспоминания о военных годах?
— Сынок, — обратилась она ко мне, самому давно деду, — никогда не старалась сохранить те воспоминания в памяти, наоборот — скорее бы это позабыть. Нет там никаких светлых воспоминаний: голод, голод и холод, это трудно забыть.
Дочь подтвердила, что мать старалась всю жизнь избегать своих детских воспоминаний. Тем не менее, не без помощи Натальи пожилая женщина всё-таки рассказала немного о тех временах.
Вскоре после начала войны в армию мобилизовали отца, его брат ушёл добровольцем, и мать Нины Рулиной осталась с тремя детьми, причём девятилетняя Нина была старшей. Ни о какой соцзащите в то время, конечно, никто не слышал. В гужовском колхозе «Борьба», как и во всех остальных, труд колхозников учитывался трудоднями, на которые потом выдавался хлеб. Одна работающая женщина просто физически не могла заработать много трудодней. Поскольку колхоз жил под девизом: «Всё для фронта всё для Победы!», на каждый из немногочисленных трудодней выделялись крохи, на которые и впроголодь выжить почти невозможно. Поэтому на работу вышла и Нина. Начинала, как и многие дети военного поколения, со «сбора колосков». Почему в кавычках? Потому что явление — это шире, чем непосредственный сбор.
Отец погиб на фронте, в семье бережно хранится единственный солдатский треугольник. Не вернулся отец, а это значит, что и с окончанием войны, жить легче не стало, голод не спешил уходить. Сельское хозяйство надорвалось за четыре года войны. Не осталось ни рабочих рук, ни скота, ни техники. К этому добавилась засуха. Пиком был 1947 год, когда стало страшнее, чем в войну.
Каким-то почти нереальным облегчением было время, когда на питание к ним поставили бригаду трактористов. Нина готовила им еду, продукты на харч выдавали, да ещё и сами мужики старались подкормить детей, оставшихся без отца.
После 47 года стало легче, от голода люди перестали умирать. Нина, повзрослев, стала работать в колхозе учётчиком, отмечала колхозникам те самые трудодни, именуемые «палочками», потом заведовала Гужовским клубом, имевшимся тогда в деревне. Вышла замуж, родила троих детей. Работала до пенсии в районном госстрахе.
Уйдя на заслуженный отдых, Нина Васильевна скромно проживала с мужем в Гужове. Когда его не стало в 2011 году, начала перебираться на зиму к дочери — первое время было страшно оставаться одной, потом стали брать свое годы.
В преддверии Дня Победы Нина Васильевна желает всем землякам, чтобы время, похожее на ее детство, никогда не возвращалось.
Алексей Толкачёв, фото автора