Интервью
фотогалерея
Сначала заправка, потом запуск
Каждому, кому довелось служить в Советской армии, отцы-командиры вместе с замполитами надежно внедрили в голову основные задачи солдата: защита рубежей Родины; борьба за мир во всем мире. В зависимости от видов вооруженных сил и родов войск, в которых проходила служба, варьировались и иные задачи, но они все равно были вытекающими из этих.
Для достижения поставленных целей наши отцы служили по три года, мы – по два, нашим сыновьям досталось всего по одному. Что касается дедов, те не служили — воевали, а там уж кому сколько отмерено было.
Поколение тех, кому довелось служить три года, уходит от нас, да и те, кто отслужил «две зимы, две весны», уже на пенсии. Сегодня я расскажу об одном из них — Николае Федоровиче Мартазове.
Окончив десятилетку в Советской средней школе, Николай ни на секунду не сомневался — надо идти служить именно со своим годом.
Торжественные проводы в поселке Советский — пожелания успешной службы и слова наставления сказал лично директор племзавода, Герой Социалистического труда Николай Дмитриевич Машихин. «Служи честно, отслужив, возвращайся на родину», — напутствовал он юного земляка в преддверии Дня Победы 1971 года.
Николай Мартазов отправился на службу в неблизкий путь — в теплые края к Черному морю. Учебная часть ракетных войск стратегического назначения базировалась в городе Котовск Одесской области.
— Края там оказались очень жаркими, — вспоминает Николай Федорович, — буквально, за пару дней все мы, «северяне», обгорели на солнце до волдырей. А в остальном тяжелая военно-учебная подготовка по специальности, которой для меня стала «заправщик ракет».
Занятия в учебке шли своим чередом. Спорт в армии — дело не последнее, а Николай еще со школы был неплохим футболистом. Парня заметили и перевели в сержантскую роту, где и сосредоточился футбол учебного подразделения. Команда участвовала в первенстве Одесского военного округа и добилась отличного результата.
Но подготовка в учебке длится всего полгода и по ее завершении младшего сержанта Мартазова направили в ракетный полк близ города Гайсин Винницкой области Украины. Здесь уж было не до футбола.
Ракетные войска с ядерными боеголовками охранялись соответствующе: высокий забор, несколько рядов «колючки», один из которых еще и под высоким напряжением.
— Если выдавалась сырая погода, то уже в нескольких метрах от линии человека начинало крючить и плющить, — вспоминает Николай. — Весь периметр кроме того охранялся отдельной ротой, которая не только никого не подпускала к расположению части, но и не выпускала. О самоволках не могло быть и речи.
Служба заправщиков была по сменам. После заступления в наряд, значительную часть времени приходилось проводить под землей. Пять ракет, высотой с пятиэтажку не поднимались вверх, а врастали в землю. Для каждой из них на тридцатиметровую глубину монтировался бетонный пусковой «стакан».
Бытует мнение, что стратегические ракеты постоянно готовы к немедленному ответу — возмездию по агрессору. Но это касается лишь твердотопливных ракет, а ракету на жидком топливе, прежде чем отправлять в «последний путь» необходимо сначала заправить. И здесь самая важная роль у солдат-заправщиков. Что такое межконтинентальная ракета? Она вся, со сложнейшей электроникой, точнейшими гироскопами и ядерной боеголовкой, весит 8 тонн, и прежде чем пройдет команда «старт», в нее нужно закачать 36 тонн гептила (топлива) и 36 тонн окислителя. То есть, на 90% ракета — просто цистерна с горючкой. Понятно, что роль заправщиков здесь неоценима.
— После объявления боевой тревоги у расчета есть 12 минут для выполнения полной заправки, — рассказывает ветеран-ракетчик. — И все это надо делать в условиях подземной тесноты, таская огромные металлические рукава в костюмах химзащиты и противогазах. И в противогазах не обычных, а специальных, изолированных, в которых воздух только тот, что внутри, а кислород поступает из пиропатрона, который активируется солдатом после надевания противогаза.
Такие противогазы необходимы, потому что гептил крайне ядовит, а при заправке неминуемы утечки. Ракета «парит». А лес вокруг шахт весь «обгоревший» — все деревья с рыжими верхушками. Горючее — яд, боеголовка, пусть и минимально, все равно радиоактивна. В общем служба — не сахар. Ладно бы только заправить — после отбоя учебной тревоги горючее из ракеты надо еще и слить.
— Не могут эти ракеты долгое время стоять в заправленном состоянии — слишком опасно, — поясняет Николай. — А слив еще более сложное мероприятие, чем заправка.
«Хочешь мира — готовься к войне» — более двух тысяч лет назад записали римляне этот постулат.
Советский Союз настолько хорошо готовился к войне с вероятным противником, что, даже развалившись сам, мир на планете, по большому счету, сохранил, очень уж весомые аргументы к мирному сосуществованию он оставил России. И самый весомый из них – ядерное оружие. Его спроектировали и создали великие ученые и инженеры, но обслуживали и сохранили простые солдаты-ракетчики, среди которых был и Николай Мартазов.
Отслужив срочную, Николай вернулся в родной поселок Советский, поступил в Горьковский сельхозинститут. Николай Дмитриевич Машихин уже работал начальником областного сельхозуправления, но не забыл парня, которого провожал на службу.
Но это совсем другая история. Тоже интересная.
Алексей ТОЛКАЧЕВ