Интервью
фотогалерея
Шарынины

В довоенные годы жила на улице Лесная, сейчас Степана Разина, большая и дружная семья Шарыниных. У Татьяны и Ивана было семеро детей. Старший Павел, дальше – Мария, Надежда, Александра, Леонид, Константин, Евдокия.
Мир и лад царили в семье. Дети росли, учились. Отец Иван до 1941 года успел побывать солдатом в Гражданской войне, в войне с белофинам. Приходил с фронтов раненый, но живой. Последней в 1940 году родилась Дуся. Только бы растить детей, помогать учиться, но пришел грозный 41-й год. Солдат Иван Шарынин ушел защищать страну Советов от немцев. И Татьяна опять осталась одна. Работала в колхозе им. Сталина и растила детей.
Позднее на войну с фашистами был призван и Павел. Старшие дочки пошли работать, мальчишки — учиться в школу. Только Дуся осталась с мамой. Вот как она пишет в одном из своих стихотворений:
Я очень рано себя помню.
Виной тому была война.
Отца, уже не молодого,
Она у нас отобрала.
И я его совсем забыла.
Мне было два тогда всего.
И встретить в этом мире бренном
Не довелось уж мне его.
Он две войны прошёл до этой,
И Бог хранил его тогда,
А вот уж с этой войны – третьей –
Вернуться было не судьба.
Иван Шарынин погиб под Сталинградом. Там шли жестокие бои. Могила его не найдена: в похоронке написано «пропал без вести».
Но жизнь продолжалась. Мария вышла замуж и уехала в село Кремницкое. Бралась за любую работу.
А мимо шла и шла война. Надежда работала в колхозе на сеялке. Тогда многие девушки подменили парней на полевых работах. Однажды, в ночную смену произошла авария. Девушке повредило ноги, и осталась она инвалидом до конца своих дней.
Александра устроилась работать в садик на Красной Горке нянечкой. Вышла замуж за Василия Ломова. Вместе они вырастили трёх дочерей – Тамару, Надежду, Валентину.
Подрос старший из сыновей Леонид. После окончания школы работал в училище. Всегда играл в футбол и хоккей с мячом за сборную Большого Мурашкина. Вслед за ним пришел и младший из братьёв – Константин. Играли братья в футбол отлично!
Братья уехали из родного села. Константин рано умер. Я мало о нём знаю. Леонид женился на своей землячке Тамаре Пакиной и вместе уехали жить в Ульяновск. Каждое лето они приезжают на свою родину.
Я же хочу рассказать о младшей из Шарыниных – Дусе. Родилась она в 1940 году, за год до начала войны. Эта кудрявая, голубоглазая девочка была любимицей в семье. Как и все дети того времени, ходила в детский сад что на Красной Горке, переживала вместе со взрослыми членам семьи военное и послевоенное лихолетие. Как могла помогала маме, старшей сестре Надежде. А в 1947 году пошла в школу-семилетку. Я долго ничего не знала о ней. Тогда набирали в школу два, а то и три первых класса. Судьба свела нас уже в старших классах. Дуся хорошо училась, участвовала в художественной самодеятельности – пела в хоре, танцевала, избиралась в комитет комсомола школы. Весёлый нрав и доброе отношение к людям делали её душой класса, коллектива. После окончания школы поступила учиться в Семёновское училище хохломской росписи. Через год вернулась в родное Мурашкино.
Позднее по путёвке райкома комсомола уехала строить дорогу Абакан – Тайшет. Тогда многие большемурашкинцы уезжали на великие стройки, на освоение целинных и залежных земель. Работа работой, но любовь её настигла — встретила там Виктора. Сыграли свадьбу. Дуся стала носить фамилию Лосюк. Вместе с мужем они уехали на его родину в Новокузнецк Кемеровской области. Там родились её дочки Ольга и Ульяна, позднее — сын Денис.
Очень хотелось ей на родину. И она вернулась со всей семьёй домой. Виктор поступил на работу в узел связи инженером-монтёром, а Дуся туда же телефонисткой.
Первое время жили в маленьком родительском доме. Тесновато было, но с жильём в Мурашкине в то время было трудно. Дети подрастали, пошли в школу. Пришлось вернуться в Кемеровскую область. С ними поехала и мама Таня. Надо же было помочь дочке растить внуков.
Но здесь осталась Надежда. С возрастом всё труднее стало ей передвигаться по дому, выполнять нехитрую женскую работу, и мама вернулась. Кто же поможет, если не мать? Изредка приезжала Дуся, помогала. А когда мамы не стало, младшая дочка забрала в Новокузнецк Надю. Помогла ей устроиться на новом месте. И до последнего дня опекала её.
Выдала дочек замуж. Растила и растит внуков. Муж Виктор потерял зрение, да и другие болезни стали преследовать его. С возрастом и Дусю они не забывают. Но она держится молодцом.
А летом этого года приехала на свою родину, навестила всех родственников, собрала одноклассников. А одноклассников-то почти и не осталось. И всё же мы собрались, попили чайку, вспомнили свою юность, школу, учителей. Посмеялись и взгрустнули.
О том, что она «в стол» пишет стихи, я узнала только этим летом. Попросила прислать мне хоть несколько листочков, и она, умница, прислала!
А потом проводили её в неблизкий путь: 56 часов идёт поезд до Новокузнецка. Так она по пути смогла встретиться в Тюмени с нашей одноклассницей Ларисой Кудриной, а в Омске с нашей землячкой Инной Узиковой и передать им наши приветы. Вот такая она – Дуся Шарынина!
Большое Мурашкино вдохновило её на новые стихи:
К одноклассникам
Дорогие одноклассники, я вас не забываю,
И в далёком далеке вас часто вспоминаю.
Была я встрече очень рада.
Она мне в сердце, как награда.
Желаю вам пожить подольше,
Чтоб встреч таких было побольше.
Но их всё меньше с каждым днём
И мы грустим о том – былом.
И мы живём воспоминаньем.
Воспоминаньем прошлых лет.
Возврата к ним теперь уж нет.
Грустить не стоит нам, друзья,
Живём и жили мы не зря.
* * *
Мурашкино, Мурашкино, милые края!
Сторонушка родная, далёкая моя!
О, если б только знала ты –
Как я люблю тебя!
Как ты преобразилось!
Я рада за тебя.
* * *
Садик нашей юности заново родился,
В парк культуры-отдыха садик превратился!
* * *
Мемориал солдатам – гордость твоя!
Сердце забилось, слёзы прошибли –
Наши отцы в страшной битве поги бли,
Шли напролом, нас защищая.
Живём с болью в сердце, отцов вспоминая,
Девятого мая, Девятого мая...
* * *
Хоть редко бываю в родимом краю,
Но память о нем в душе сохраню.
Надежда Горохова