Интервью
фотогалерея
Сейчас побольше бы таких людей…
Мой отец — Алексей Александрович Серебряков — родился в 1924 году в селе Рождествено Большемурашкинского района. Из четырех детей он был вторым ребенком, и с самого детства был приучен к труду, знал все крестьянские дела. Успешно окончил семилетку в Большом Мурашкине.
Шел грозный 1943 год. В январе отца призвали в армию, и он стал курсантом Саранского пулеметно-минометного училища. После шести месяцев учебы вместе с однокурсниками он отбыл на фронт. Его определили в 206-й минометный полк 12-й отдельной артиллерийско-минометной бригады (РКГ) минометчиком-наводчиком 122-миллиметровой гаубицы.
В июле 1943 года началось наступление по всему Курско-Белгородскому направлению. Первый бой курсанты приняли недалеко от Старого Оскола.
В составе первого Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева участвовали в одной из самых крупнейших битв Второй мировой войны — на Курской дуге. Бои шли пятьдесят дней и ночей. Отец всегда удивлялся тому, как он остался жив в той страшной битве. Рядом с их гаубицей разорвалась мина. Многие товарищи погибли, а его засыпало землей. Когда он очнулся, то даже не понял, где находится. После обстрела получил контузию и ранение, попал в госпиталь. После госпиталя — снова действующая армия.
Война неудержимо катилась на запад. Много городов и сел пришлось освобождать от фашистов. Было тяжело и трудно. Отец вспоминал, что иногда не было чистой свежей воды, приходилось пить из лужи, смешанной напополам с человеческой кровью…
Ему запомнилось отступление немецких войск за Днепр. Немцы сильно окопались и не подпускали советские войска. Но наши солдаты по ночам переправлялись на противоположный берег и занимали там оборону. После артподготовки все же удалось выкорчевать немцев из щелей, траншей и окопов, и в начале ноября 1943 года освободили Киев.
Отец дошел до границ Берлина. Но сам город не брал, так как на подступах к нему их повернули на освобождение от фашистов Польши и Чехословакии.
Отец рассказывал, как молодые солдаты уже в Германии попали на хутор. Была весна. Жители домов сбежали. А коровы, овцы, куры разбрелись по луговине. Дома все были большие. Когда зашли в один из них, то всему удивлялись: комнаты большие, хорошо обставленные. В доме имелись все блага цивилизации: свет, вода, газ, канализация. А когда спустились в подвал, удивились еще больше: на полках стояло множество банок с различными заготовками, висели копченые окорока, колбасы…
А еще они подоили коров и напекли блинов — вспомнили такое домашнее и родное кушанье.
Победу отец встретил в городе Лодзь в Польше, а демобилизовали его только в 1947 году. В военные годы был награжден медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За отвагу» — последней он очень гордился. Также имеет множество орденов и медалей к памятным датам, полученных уже в мирное время.
Отец был великим тружеником, очень скромным и порядочным человеком. Вместе с нашей мамой Екатериной Павловной прожили в браке 58 лет. Вырастили нас, трех дочерей, в большой любви, дали образование. У всех — свои семьи. Мама и папа дождались и внуков, и правнуков.
Отец всегда по-доброму и с уважением относился к людям. На пенсию он ушел с меховой фабрики. Но до сих пор знавшие его в то время молоденькие девушки-лаборантки вспоминают, как он обращался к ним: «доченьки, миленькие, родненькие…». А бывшая мастером цеха женщина сказала: «Побольше бы сейчас таких людей, каким был ваш отец».
Отец не любил вспоминать о войне. Когда по радио шла трансляция спектаклей про войну, он всегда волновался и говорил: «Век бы не было этой войны»!
Папы — Алексея Александровича Серебрякова — не стало в конце 2005 года…
Каждый год, 9 мая, мы проходим с его фотографией в колонне «Бессмертного полка».
Нина ЖУКОВА (СЕРЕБРЯКОВА)