Главная Наши земляки С милым рай и в «гараже»
01.03.2024
Просмотров: 120, комментариев: 0

С милым рай и в «гараже»

На прошлой неделе 95-летие отметила жительница Большого Мурашкина Лидия Ивановна Школьнова. Поздравить женщину со знаменательной датой приехал начальник управления соцзащиты Александр Потёмкин, который передал юбиляру поздравления от Президента РФ. Наш же корреспондент передал теплые поздравления бывшему работнику от коллектива редакции газеты «Знамя».

Встретив гостей у порога, миниатюрная, очень подвижная и бодрая женщина, обладающая добрым чувством юмора и самоиронией, позвала нас на свою огромную кухню выпить чаю.

— Вот, до сих пор живу в гараже, – улыбаясь, Лидия Ивановна обвела рукой свои владения.

А я подумал: «половина большемурашкинских домохозяек просто обзавидуются, увидев эту кухню — просторную, чистую, светлую».

Приняв письменные поздравления и выслушав устные, хозяйка пригласила нас за стол, на котором уже ждали сладости и свежезаваренный чай.

— Кухня — любимое место в доме у Лидии Ивановны, — говорит её сноха Елена. — Здесь и готовить удобно, и гостей принять не тесно, а у окна можно книги почитать.

Увидев мой несколько недоуменный, вопросительный взгляд, хозяйка подтверждает слова снохи:

— До сих пор люблю почитать какие-нибудь романы.

— И не только читать, — продолжила Елена. — Лидия Ивановна любит готовить, по большому счёту, сама до сих пор справляется с бытом, а летом ухаживает за огородом, конечно же, даёт советы молодым.

Учитывая возраст женщины, я почувствовал себя даже не молодым, а юным.

Сидя за столом у огромного, почти панорамного окна, выходящего на маленький огородик, хозяйка рассказала о своей долгой жизни.

Лида Аладьина родилась в деревне Окинино. Как и положено, по достижении 7 лет пошла в первый класс здешней деревенской школы, по окончании начальной перешла в семилетку. Невозможно представить, как бы сложилась жизнь дальше, но жизнь советских людей навсегда разделилась на до и после войны. В 12 лет девчонка едва ли могла быть полноценной работницей, но других-то и не осталось. Её отец, как и все остальные мужики из деревни, был призван в Советскую армию. 37 из ушедших на фронт односельчан не вернулись домой, и каждый пятый из них — Аладьин, а четверо из Аладьиных — Иваны. Отцу Лиды повезло, на фронт он не попал, нес службу по охране одного из казанских военных заводов. Шанс погибнуть от немецкой пули здесь был невелик, зато кормёжка была никакая — отсюда и болезни. Ещё до конца войны отец вернулся домой. Как сказала Лидия Ивановна — умирать.

А Лида вместе с ровесниками работала на прополке зерновых, целыми днями ходя по полям, стараясь не примять посевы, получая за работу «палочки». Осенью-зимой тоже находилась какая-то работа. После войны девушка окончила школу и решила поступить в Лысковское педучилище. Поступить-то поступила, да вот на первый семестр осталась без стипендии. Питалась тем, что принесёт из дома. Раз в две недели пешком она ходила домой за хлебом, который пекла мать. Брала несколько буханок — и обратно, через Витанию, мимо Ивановского на Валаву, Малиновку и в Лысково.

По окончании училища Лидия стала участницей еще одного эпохального события в СССР, названного подъёмом целины. Как сами понимаете, если в новые края едут миллионы людей, то учителей там требуются тысячи. Собрав нехитрый скарб в узелок, в 1954 году в Казахстан поехала и юная учительница. Здесь Лидия увидела воочию, что такое интернационал. В посёлке кроме казахов и русских жили немцы, чеченцы, ингуши, калмыки и крымские татары, те, кого выселила советская власть в годы войны. А уж тех, кто приехал поднимать эту землю, просто не перечесть.

Значительная часть добровольцев, уехавших из центральной России на целину, домой уже никогда не вернулась. Либо остались в Казахстане, либо разбрелись по бескрайнему Советскому Союзу. А в наших деревнях и сёлах спустя четыре поколения мы имеем то, что имеем: пустующие земли и опустевшие дома.

Лидия, отработав несколько лет, вернулась в родные края, стала учить сельских ребятишек. Сначала в Шахманове, потом в Холязине, Спирине. Позднее вместе с мужем Леонидом Школьновым, с которым они прожили долгие годы и очень любили друг друга, перебралась в райцентр, где Леонид Фёдорович возглавил Горэнерго. В Большом Мурашкине Лидия Ивановна устроилась во вспомогательную школу-интернат, слегка поменяв профессию и став воспитателем. Когда в школе поменялся директор, часть педколлектива тоже поменялась. Лидия Ивановна пришла работать в нашу газету. Кому же, как не опытному учителю, привыкшему замечать ошибки у своих учеников, работать корректором и видеть ляпы корреспондентов?! На этом важном посту Лидия Ивановна проработала до выхода на пенсию. Сейчас ветеран проживает в доме, где располагалась перестроенная под жильё контора Горэнерго, а ей достался пресловутый бывший гараж. Вот только Леонида Федоровича не стало.

Алексей Толкачёв, фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!