Главная Наши земляки Поселок Большое Мурашкино в контексте истории России
26.02.2016
Просмотров: 727, комментариев: 0

Поселок Большое Мурашкино в контексте истории России

Смутные времена

По указанию администрации Президента, с конца прошлого года на ТВ и печатных СМИ начали рассказывать о жизни и быте людей старой веры, и приурочено это все к 400-летию со дня рождения Аввакума. На его родине, в Григорово, был снят документальный фильм. Съемочная группа из Москвы была и в нашем музее, где мы рассказали им об истории старообрядчества в Мурашкине. Конечной целью этого проекта является объединение двух православных церквей — РПЦ (Русская православная церковь) и РПСЦ (Русская православная старообрядческая церковь).

В цикле этих статей я буду описывать и историю России, и историю Большого Мурашкино, так как история нашего села (кстати, в описываемое мной время поселок Б.Мурашкино был городом), является неотъемлемой частью истории России.

За 40 лет до раскола

В этом году исполняется 405 лет со дня воззвания московских жителей ко всем россиянам.

Воззвание хранилось в Спасо-Преображенской церкви Большого Мурашкина (то, что осталось от церкви, находится в парке, около фонтана). Ранее было принято считать, что это было воззвание Минина и Пожарского, но в архиве я нашла документы, что оно было написано московскими жителями и датировано 1611 годом, а не 1612, как считалось раньше. Копию с этого документа в архивах нашел К. Федоров, автор книги «Большое Мурашкино прежде и теперь», 1891 г. изд., переизданной в наше время Александром Карпенко.

Спасо-Преображенская церковь была построена на месте мужского монастыря в 1821 году, где двести с лишним лет хранилось это воззвание, и как оно попало в церковь, неизвестно, так как не было никаких исследований, и никто этим вопросом не задавался.

Вот его текст (орфография и пунктуация сохранены):

«Провозвестие от Московских жителей ко всем Россиянам на избавление Москвы от поляков

Пишем мы Московские обыватели к Вам православным общим народам Московскаго государства господам братьям своим Православным христианам пишут к нам братья наша раззоренныя, пленныя, которыя отцы, матери, жоны и дети остались в последнем оскудении и не имеют где главы подклонити как нам так и всему христианскому роду Московскому, так и вам ничего для себя только для единаго Бога Всемогущего видючи в конец погибели пришедшим православным христианом…. Погибших от врагов всего православного христианства, что нам писали братья наша и мы ту же грамоту вам послали и вы увидевше станете разумевше не исцельную язву Богопопущенным вам извещаем: и мы наслухом слышим до самих нас на Москве видением конечная погибель приходит, для Бога Судьи живых и мертвых на презритибеднаго и слезнаго нашего рыдания будьте с нами обще заодно против врагов наших и ваших общих. Помните если корение в основании крепко, то и дерево неподвижно, не будет коренья- к чему же прилепится. Здесь образ Божия Матери вечныя заступницы христианския Богородицы, ея же Евангелист Лука написал, и великие святители и хранители, Петр, Алексей и Иона чудотворцы, или вам Православным христианам ни вочто то поставить себя и глаголати……,) только тогда ради не будете с нами обще страдати елико силой, елико Милосердный Бог помощник свою дадут никто не мни и не верь никакому блазненному и льстивому слову, чтобы пощаженным быти, а ныне мы сами видим веры Христианской пременение в Латынство и церквам Божиям осквернение…»

Нужно отметить, что 1611-1612 годы — это времена польской оккупации, голод, разорения, безвластие. Патриарх Ермоген заточен в темницу, терпит голод и унижения. Из подвала Чудова монастыря он рассылает воззвания по всем городам и весям с призывом защитить православную веру, изгнать поляков, не принимать царство самозванцев и поднять народ на освобождение России и Москвы.

Известно, что в то страшное время страну спасли два человека – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. И началось это освобождение за 400 километров от столицы, в Нижнем Новгороде.

До начала правления династии Романовых (1613 г. – Михаил Федорович), оставалось два года. Русский народ был единым целым. Крестился и соблюдал законы божьи так, как это было принято при крещении Руси (988 г.). До церковной реформы и раскола русского народа оставалось 42 года.

Времена Смуты

После смерти царя Федора (в январе 1598 г.) прекращается древняя династия Рюриковичей. На Руси наступают темные времена - времена Смуты: избрание на царство Бориса Годунова, подозреваемого в убийстве наследника престола малолетнего Дмитрия; невиданный голод и мор; смерть Годунова; нашествие поляков на Русь и самозванец Лжедмитрий, посаженный поляками на русский престол; всеобщее обнищание, людоедство и разбои… Тогда, в дни смутного времени, Филарет Романов был возвращен из ссылки и избран митрополитом Ростовским (в дальнейшем патриархом Московским и всея Руси).

После изгнания поляков из Москвы и гибели лжецаря, в 1613 году Великий Земский собор прекращает, наконец, страшную эпоху междуцарствия и Смуты. Сын митрополита Филарета Михаил Романов, находившийся в это время в Костромском Ипатьевском монастыре, был единогласно избран на царство.

Дата основания новой династии стала поворотной в истории России. Восшествие на престол Михаила Романова, избранного на царство Земским собором, положило конец «Смутному времени» и дало толчок дальнейшей консолидации страны. До церковного раскола между православных христиан оставалось 40 лет.

А что же было в это время в Мурашкине? С точностью сказать трудно, но известно, что мураши тоже принимали участие в ополчении 1812 года.

С 1478 года здесь зарождается овчинно-меховое производство, привезенное ссыльными работными людьми из Новгорода Северный, где был бунт под предводительством Марфы Борецкой (Московско-Новгородская война 1477-1478 гг., последний военный конфликт между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, завершившийся падением Новгорода и присоединением его и контролируемых им территорий к Москве). Бунт был подавлен. Существовавшая на протяжении трех веков республика была ликвидирована. Сама Марфа Борецкая была сослана в Нижний Новгород, где была пострижена в монахини в женском монастыре. Простых же новгородцев ссылали по всей России, в том числе и в Большое Мурашкино, куда они привезли секреты кожевенного и мехового ремесла. Начинает развиваться поташное производство (поташ — зола для дубления кож).

В 1620 (21) году, точно это не установлено, в селе Григорово в семье священника рождается мальчик, названный Аввакумом. Имея от природы острый ум и феноменальную память, он начал много читать. Не прошли даром и годы, проведенные в Макарьево-Желтоводском монастыре, где ему было доступно большое количество литературы. Рассказывая о своем детстве, Аввакум в своей автобиографической книге «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» говорит о том, что несмотря на то, что отец хоть и был священником, но вел не очень трезвый образ жизни. Мать же его, напротив, была женщиной очень набожной, и именно она привила ему высокую духовную нравственность. Аввакум был воспитан, что жить надо так, как написано в Божьем писании и ни на шаг не отступать от веры. Так и жил всю свою жизнь.

Светлана МАРТАЗОВА

(Продолжение следует)

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728