Интервью
фотогалерея
Пчеловодство как образ жизни
Знания помогают пасечнику Коровину вести дело профессионально
Ещё будучи маленьким мальчиком Николай Коровин подолгу заглядывался на работу своего дяди-краснодеревщика. Столяр тот был классный. Такую красоту создавал своими руками из дерева — глаз не мог оторвать паренёк от сделанных им изделий.
Да вот беда приключилась с родственником: простудился он и заболел тяжёлым недугом — туберкулёзом. Лечение не помогало, и мужчина таял на глазах. Привезли его родственники из больницы домой и решили использовать ещё один шанс – обратились к так называемой нетрадиционной медицине. Нашли бабушку-знахарку. Посмотрела она на больного и твёрдо сказала: «Жить будет!», и стала его лечить своими снадобьями, приготовленными на основе продуктов пчеловодства. По большой деревянной ложке в день выпивал больной её лекарственное средство. И что вы думаете, ведь и впрямь оправился от недуга! Встал на ноги и прожил потом ещё много лет. До глубины души потрясла эта история Николая Коровина. Повзрослев, окончив десятилетку, другого решения кроме как выучиться на пчеловода, он даже и не рассматривал. И в дальнейшем, получив заветную специальность, всю свою жизнь, до настоящего времени, он связал с любимым делом.
Супруги Николай Борисович и Валентина Сергеевна Коровины проживают в посёлке Советский с 1985 года. До этого они долго жили на родине Николая Борисовича – в Городецком районе. В тех местах образовалась их семья, была работа по душе. Николай Борисович окончил курсы пчеловодов, получил хорошие знания по ведению пчеловодства. Впоследствии — работал в пчеловодном хозяйстве. Будучи женатыми, супруги решили получить ещё по одному образованию и оба поступили в сельскохозяйственый вуз: агроном Валентина Коровина — на экономфакультет, а муж — на зоотехника. Успешно окончили вуз. Не думали они, что их ждут большие перемены. В те годы многие хозяйства переживали непростые времена. Коснулись они и сельхозпредприятия, где трудились Коровины. Так и пришлось им в своей жизни всё поменять, в том числе и место жительства.
Они обратились в областное управление, где им порекомендовали племзавод «Большемурашкинский»: хозяйству как раз требовались специалисты.
— Приехали мы сюда, встретились с директором Алексеем Фёдоровичем Ломаченко. Он принял хорошо: и работу сразу предложил, и жильё тоже, — рассказала Валентина. — В дальнейшем я до самой пенсии проработала главным экономистом, а Николай трудился зоотехником, довелось ему поработать и на выборной должности — председателем сельсовета.
— А с пчёлами я так и не расставался, — рассказывал Николай Борисович. — А вот по жилью было так: Алексей Фёдорович сказал нам, что в посёлке строится несколько домов. Выбирайте — где вам понравится. Обошёл я строящиеся объекты, вот на этом, где живём сегодня, и остановился. У дома был заложен только фундамент. Год пожили в маленькой квартире, а когда дом сдали, тогда въехали и справили новоселье.
Глядя на местоположение дома, сразу понимаешь, что неспроста хозяин остановился именно на нём. Место сухое, с небольшим уклоном, чтобы талые и дождевые воды стекали вниз, а самое главное — подальше от общественных мест. Всё это подбиралось для своей пасеки. А впереди река, на взгорке лесок. Красивейший вид!
Часть ульев у пчеловода расположена на садовом участке возле дома, а ещё в одной из близлежащих деревенек. Их у него около полсотни. К ведению пчеловодства он подходит профессионально. Даже применял в своей практике искусственное осеменение пчёл. А ведь это такая тонкая, кропотливая работа, прежде всего, направленная на улучшение породы медоносных пчёл.
Из разговора с пчеловодом понимаешь — уход за пчелиными семьями заключается в выполнении многих пасечных работ, причём — круглый год. Весной они направлены, главным образом, на создание хороших условий для наращивания силы пчелиных семей к главному медосбору: подготавливается пасечная усадьба, проводится ревизия состояния пчелиных семей. Следят за своевременным очистительным облётом пчёл. Летние работы сводятся в основном к выполнению плана прироста пчелиных семей и использованию их для получения высоких сборов мёда. А сколько хлопот с наступлением главного медосбора! По окончанию которого работы не заканчиваются – пасеку готовят к зимовке. В холода периодически наблюдают за зимующими пчёлами и делают ряд других дел. Все их перечислять нам не позволит газетная площадь.
— Он у меня просто фанат этого дела, — улыбнувшись, произнесла Валентина Сергеевна, — очень тщательно следит за всеми работами.
На своей пасеке Николай Борисович принципиально не кормит пчёл сахаром. На корм им он оставляет только мёд и в необходимом количестве. От этого качество мёда только выигрывает. Лабораторные анализы соответствуют всем нормам.
— Каков «урожай мёда» получается с одной пчелиной семьи в Вашем хозяйстве?
— Это зависит от множества факторов: погоды, медоносов и других. Считаю, что пуд – это плохо, два – хорошо, больше - ещё лучше.
По словам Николая Борисовича, трудностей с реализацией продукции у него нет. Мёд и продукцию пчеловодства они продают сами, без посредников:
— Оптом мёд принимают по 70 рублей за один килограмм. Обидно продавать за такую цену, слишком тяжёлый труд стоит за этим «сладким» занятием. У нас есть и постоянные покупатели, и сами ездим, продаём. Одним словом, выходим из положения.
В шутку сказали Коровину:
— Вас фамилия просто запрограммировала стать зоотехником.
— Да, — смеётся он, — только, говорят, надо в Пчёлкина переименовать.
Казалось бы, на пасеке работы непочатый край, садовый участок, дом — всё требует ухода. И всюду успевают эти двое трудолюбивых человека, везде у них порядок. Детям — дочке Елене и сыну Владимиру — дали достойное воспитание и образование. Внучат обожают. И выглядят они оба хорошо. Наверное, лучшим омолаживающим средством для них является труд и интерес к жизни.
Нина ДУЛЕПОВА