Главная Наши земляки Он не пропал – он погиб за Родину!
16.06.2017
Просмотров: 1145, комментариев: 0

Он не пропал – он погиб за Родину!

Центральный монумент мемориального комплекса «Дулаг-100»

Жительница села Карабатово Лидия Ивановна Гусева, племянница узника лагеря «Дулаг-100» Павла Александровича Рыбкина, пройдя многие инстанции, всё же отыскала могилу своего дяди, который долгие годы считался пропавшим без вести.

Семья Рыбкиных родом из Карабатова. У родителей Александра Константиновича и Анны Ивановны было пятеро детей: Павел, Михаил, Николай, Зинаида и Екатерина (мама Лидии Ивановны). Когда началась война, Павлу было 26 лет. В то время он жил в городе Горький, был уже женат, воспитывал четырёхлетнего сына и работал вместе с братом Николаем на авиационном заводе. Молодых и неопытных рабочих отправляли на фронт, а умелые и постарше получали «освобождение» — бронь. Среди них были и два брата Рыбкиных. Им приходилось работать сутками. «В труде, как в бою!» — таков был их девиз. Но как бы тяжело не было, они были дома, рядом с семьёй.

В то время наша страна в первые же месяцы войны потерпела тяжелые поражения и понесла большие потери. Люди понимали суть происходящего. В один из дней Павел упрямо возразил: «Я должен быть на фронте!».

— Мой дядя добровольцем ушёл на войну 2 июля 1941 года, а уже в сентябре пришло извещение, что пропал без вести, — рассказывает Лидия Ивановна. — Другой брат Михаил тоже был на фронте, но после войны благополучно вернулся домой. Потерю Павла тяжело переживала вся семья. Моя мама часто его вспоминала, мечтала побывать у него на могилке и не раз говорила мне об этом. Когда 30 лет назад мама умерла, я во что бы то ни стало решила исполнить её волю. Но активно занялась этим только спустя несколько лет, в 2009 году. Обращалась в разные поисковые отряды, по переписке познакомилась с исследователем Центрального архива Министерства обороны Владиславом Владимировичем Винокуровым, с руководителем группы «Поиск», журналистом, главным редактором газеты «Воскресение» города Мичуринск и автором-составителем двух Книг памяти «Он не пропал, он погиб за Родину!» Василием Григорьевичем Мединским, который, к сожалению, в конце февраля 2014 года ушёл из жизни. Благодаря таким замечательным людям, многие нашли своих родственников, пропавших в годы войны. Но мне пока не везло, отовсюду приходил отрицательный ответ. Я старалась не отчаиваться и как могла продолжала поиск. После многолетних стараний, в 2013 году, Владислав Владимирович предложил мне зайти на сайт ОБД «Мемориал», который содержит информацию о миллионах погибших и пропавших без вести в то страшное время... Авось повезёт!

И, как оказалось, не зря… Повезло! Поисками несколько месяцев занимался Иван, сын Лидии Ивановны. Из-за ошибки в фамилии Павла отыскали не сразу. Вместо Рыбкин в карточке было записано Рипкин. Но сомнений по поводу того, он или не он, не оставалось, так как дата и место рождения совпадали.

— Теперь я знаю, что мой дядя захоронен в братской могиле, — говорит Лидия Ивановна. — По документам Павел Александрович попал в пересыльный концлагерь для советских военнопленных «Дулаг-100» 10 ноября и в тот же день умер. Мы узнали, что на тот момент он был контуженый, перебиты ноги, гангрена. На нём не было живого места. Он подвергался жестоким пыткам. Молодой парень, не успев повоевать, перенёс такое, что многие, даже пройдя всю войну, этого не видели. А мог ведь жить и быть рядом с семьёй! Но для нас остаётся загадкой, где же он был с сентября по ноябрь, если считался уже пропавшим?

Фашистский концлагерь «Дулаг-100» в Псковской области был создан в августе 1941-го и просуществовал до февраля 1944 года. За 2,5 года в нём были убиты, а также умерли от голода, холода и пыток восемьдесят пять тысяч узников. Тела сбрасывали там же, в ямы. Есть свидетельства, что иногда людей закапывали живыми.

В 1983 году началось строительство мемориала. Но средств на его окончание не хватило и оно было остановлено. В 2015 году по инициативе дорожников Псковской области при поддержке Федерального дорожного агентства и неравнодушных граждан начались работы по завершению строительства. Открытие мемориала «Дулаг-100» состоялось 18 июня 2016 года.

Также в Полонской средней школе Псковской области создан музей, у истоков которого стояла преподаватель Лидия Николаевна Ащеулова. В школе, начиная с пятого, каждый класс – это отдельный поисковый отряд. В сентябре они получают задание на весь учебный год, а в мае проводится итоговая краеведческая конференция, на которой ребята рассказывают о собранных материалах. Старшеклассники пишут исследовательские работы, и лучшие из них переходят в экспонаты музея.

— С Лидией Николаевной мне тоже довелось познакомиться, — продолжает Лидия Ивановна. — Вначале наше общение было только по переписке, а сейчас часто созваниваемся, стали очень близкими по духу людьми. Имя моего дяди, как узника концлагеря, можно встретить на страницах книги В.С. Мединского и на стендах музея в Полонской школе. Теперь я спокойна, что мамина мечта исполнилась. Но побывать у дяди на могиле по состоянию здоровья у меня вряд ли получится. Я уверена, что мои дети и внуки обязательно посетят это священное место.

Во многих семьях нашей страны есть родственники, без вести пропавшие во время Великой Отечественной войны. Какие-то разрозненные сведения хранятся в семьях, у кого-то сохранились фотографии. И кажется, что если узнаешь хоть что-то еще, твой солдат не будет таким одиноким в своей безвестной могиле. Ищите и не отчаивайтесь! Пусть списки найденных героев увеличиваются с каждым годом.

Елена КОСАРЕВА

  • Центральный монумент мемориального комплекса «Дулаг-100»

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!