Главная Наши земляки Обошла всю округу
12.04.2024
Просмотров: 443, комментариев: 0

Обошла всю округу

В последнее время мне регулярно приходится писать материалы под рубрикой «Дети войны». И каждый раз с болью в сердце понимаю: пишу историю своих родителей. Вполне вероятно, что судьбы людей, родившихся и, главное, выросших в годы войны в больших городах нашей необъятной Родины отличаются от истории наших односельчан, но уверен, что не принципиально. Хотя о главном отличии я всё же упомяну ниже.

Жительница Кишкина Нина Александровна Гусева родилась в городе Горький в 1938 году. В силу малолетства, воспоминания о войне просто стали единым целым с рассказами матери. Только одно помнится точно — страшный голод.

Отца Нины, Александра Ивановича Шохина, мобилизовали в 1941 году. А в Горьком осталась жена и пятеро совсем маленьких детей, Нина была средней. От отца успели получить два письма, в последнем из которых он, обращаясь к жене, написал: «Дорогая, забирай детей и уезжай ко мне на родину, может, выживите в деревне». Супруга послушалась, и с пятью малолетними детьми перебралась в Шахманово. Сам Александр погиб в 1942 году под Сталинградом.

Представление о том, что выжить в войну в деревне было легче, весьма сомнительно. Весь хлеб, что собирался в колхозах, отправлялся на госпоставку, колхозникам почти ничего не оставалось. А что уж говорить о городской женщине с пятью детьми? Голод дополнялся холодом, печка топилась соломой. Электричества не было совсем. Медицинского обеспечения, считай — никакого. Воспаление лёгких у маленьких детей, с учётом отсутствия полноценного питания, практически смертный приговор. И этот приговор для двух младших сестрёнок был приведён в исполнение. Жестокие, но справедливые слова матери о том, что своей смертью младшие дочки спасли старших, Нина помнит до сих пор. Да разве такое забудешь? Действительно, троих прокормить легче.

— Мать привезла с собой из города швейную машинку, выживали тем, что она шила что-то односельчанам, — вспоминает моя героиня. — Но колхозникам самим продуктов не хватало. Хлеб из муки пополам с картошкой – чуть ли не главное блюдо. Если изредка бывал белый хлеб и кусочек комового сахара — праздник.

Война закончилась, но голод еще долго не отступал. Страна восстанавливала промышленность, ну а село осталось «на потом». В 1946 году девочка пошла в первый класс. Несмотря на послевоенную безотцовщину и постоянное недоедание, детей в школе было очень много. Классы полноценные, а школа переполнена.

Но что больше всего запомнилось Нине после войны — в Шахманове появилось электричество. Его вырабатывала колхозная электростанция, и свет в домах был лишь до 10 вечера.

Семилетку Нина окончила в Шахманове а в среднюю пошла в Кишкино. Для проживания снимала какой-то угол. Получив аттестат о среднем образовании, Нине пришлось идти работать в колхоз. Вот здесь-то я вернусь к различиям городской молодёжи и сельской в те годы. Городской выпускник школы, имея паспорт, мог податься куда угодно — хоть учиться, хоть работать. Сельская же молодёжь паспорт получить могла лишь в особых случаях, а «особость» определял председатель.

Как раз в это время в Шахманово приехал по распределению молодой ветврач Александр Гусев. В его руках оказалась дальнейшая судьба Нины. Любовь, замужество, дети... По примеру мужа Нина окончила Работкинский ветеринарный техникум.

— Со временем мы с мужем перебрались в Кишкино, где работали на здешнем ветеринарном участке, в который входили населённые пункты Кишкинского и Курлаковского советов, — вспоминает Нина Александровна. — Деревень было множество, в каждой десятки дворов, и в каждом из них держали корову, не считая мелочи вроде овец. Чаще всего везде приходилось ходить пешком. День — Андрейково, Крашово, Бурныковка, следующий — Папулово, Рамешки, Лубянцы. Ежедневно, весной перед выгоном практически без выходных.

В 1987 году супруги переехали в Горький. Сменив место жительства, профессию не поменяли. Александр работал в Госветинспекции, Нина — в областной ветстанции. Так и проработали до пенсии. Дочки выросли, вышли замуж, подарили родителям внучек. Квартирный вопрос никто не отменял. Чтобы помочь детям его решить, старшее поколение решило продать дом в Нижнем Новгороде и переехать в деревню. Событие по нынешним временам самое обычное. В Кишкине купили дом в самом тихом месте села за школой, как говорят сами кишкинцы — «на бугре». И началось — крыша, окна, водопровод, газ, канализация… Всё бы замечательно, только вот годы берут своё. Супруг тяжело заболел. Два года назад Александр Александрович, с которым они прожили 63 года, оставил Нину одну.

Сегодня Нина Александровна старается жить для дочек, внучек и правнучек. И роскошная рассада помидоры на окошке — подтверждение тому.

— Ведь не вырастят сами, — улыбается хозяйка, — так и будут есть магазинную химию.

Уезжая, пожелал ветерану здоровья и почаще визитов её близких и родных.

Алексей ТОЛКАЧЁВ, фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!