Интервью
фотогалерея
На все 100!
«Ты выглядишь на все 100!» — по какой-то причине эта фраза считается самым лучшим комплиментом для любой женщины. Здесь все — и внешний вид, и интеллект, и положение в обществе…, но почему-то никогда возраст. И это не от того, что принято считать, что представительницы прекрасного пола должны скрывать свои года, а от того, что в жизни мало кто имеет представление о том, как вообще должна выглядеть женщина, прожившая век.
Зоя Васильевна Бабанова уже завтра отметит эту замечательную дату — всем юбилеям юбилей! Обязательно приедут ее родные и близкие, придут поздравить ее ученики, большая часть из которых уже сами на пенсии.
И для меня Зоя Васильевна — не просто землячка. 45 лет назад порог нашего класса переступила уже немолодая учительница биологии. Строгая, нам показалась даже жесткая, Зоя Васильевна вела последовательно ботанику, биологию, анатомию.
Когда я зашел к Зое Васильевне в гости, она сразу узнала бывшего ученика. Гостеприимно пригласила на чай. За столом и состоялась наша беседа с ветераном и ее дочерью Ниной Константиновной.
— Родилась я в деревне Вадская Княгининского уезда, — вспоминает Зоя Васильевна. — Я еще помню, когда у нас не было никакого колхоза, ни школы для того, чтобы учиться, приходилось добираться до Княгинина, конечно, пешком.
Трудно сказать, какую бы профессию выбрала юная Зоя, но во всех деревнях и селах уже действовали колхозы, которые не только объединили народ для труда, но и стали обустраивать сельский быт, а это и клубы, и школы. Начальной школы для строительства лучшего будущего было явно недостаточно. Перед самой войной стали массово открываться школы-семилетки. Колхоз мог построить здание, но для школы нужны учителя. Много. По разным предметам.
В городе Горький работал учительский институт. Не педагогический, которым он в последствии стал, а именно — учительский, задача которого — быстро, массово подготовить учителей для села. Туда и поступила по окончании школы Зоя Гришанина.
Здесь студенткой и застала она страшное сообщение о начале войны, а уже вскоре поехала в Починковский район.
Все, конечно, много слышали о том, что благодаря прекрасному советскому образованию, СССР — первым в мире вышел в космос, создал атомную бомбу и атомный флот. Но ведь именно наше образование приблизило и Победу в Великой Отечественной войне. Ведь образованный выпускник — это не просто «пушечное мясо». Лейтенанта век недолог — это была правда, но всеобщее образование давало возможность за несколько месяцев подготовить из бывшего ученика новенького младшего лейтенанта. Да и в тылу школа была на первых ролях — мужчин призвали на войну и сельский труд остался на плечах женщин и ребятишек, а ими руководили учителя.
— Я помню, как в первый год работы председатель колхоза меня направил с учениками старших классов на поставку зерна на станцию Смагино, — рассказывает Зоя Васильевна, — а там — полно цыган — готовых на все, чтобы обманом выманить зерно для своих лошадей. Дело дошло до милиции, чуть сдали на хлебоприемный пункт, пропустили без очереди. Мы таскали мешки с зерном на высоту четвертого этажа. Даже сейчас снится, как я падаю, падаю, падаю с этой высоты…
Не забыть Зое Васильевне из тех лет и проводов мужчин в армию, точнее на войну. Это ведь только в кино суровые мужчины и зеленые юнцы сосредоточенно едут на подводах на станцию. Люди ехали погибать... призывы 41,42,43-годов практически полностью. И по дороге стремились купить, выменять самогон, водку. Пили и пели. Это война, было страшно...
Через полтора года Зоя Васильевна вернулась в Вадское работать учителем начальных классов. А в 1943 году её направили работать в Большое Мурашкино, в «семилетку». Тогда школа располагалась в зданиях музея и ЦРТДЮ. Здесь новая учительница стала преподавать биологию и химию, которым и учила детей до выхода на пенсию. Здесь, в Мурашкине, она познакомилась с Константином Бабановым, выпускником Ленинградского института связи, которого волею судьбы и военными перипетиями занесло в наши края. Он работал преподавателем в ПТУ.
1945 год, год Победы, стал переломным для Зои и Константина. Они поженились, а вскоре родилась их старшая дочь Нина. В 1945 году Зоя Васильевна получила первую медаль «За Доблестный труд в период Великой Отечественной войны». Вскоре родилась Татьяна. В воспитание и образование дочерей Зоя Васильевна вложила все силы и душу, и всегда хотела, чтобы они были лучшими.
В общем, так и получилось. Обе отлично учились, успешно окончили школу, потом университет. Нина по окончании работала в физическом институте при университете. В перестроечные годы стала работать в патентном бюро, получила новую профессию — патентный поверенный. До сих пор консультирует и помогает изобретателям в патентном праве.
Татьяна стала физиком-ядерщиком. Работала в «Атомпроекте». В небезызвестной Иранской атомной станции в Бушере немалая часть ее труда. Несколько раз ездила в Иран следить за ходом работы. То ли специфика работы, то ли тяжелый персидский климат, подорвали здоровье, и Татьяна ушла из жизни в 2010 году, но остались дети — внуки Зои Васильевны, которые ее очень любят и с радостью приезжают в Мурашкино навестить любимую бабушку. Впрочем, внуки взрослые, уже и правнуки вступают в пору взросления.
— Сложно сказать, чего и хочется-то в сто лет, для чего жить дальше, но вот дожить до праправнуков хочу и доживу! — уверенно и бодро заявила Зоя Васильевна. — А еще напиши обязательно, что у меня все хорошо! Здоровье, слава Богу, есть, дети, внуки и правнуки меня любят, местная власть помогает, социальная защита заботится, а ученики еще помнят!
Зоя Васильевна, крепкого Вам здоровья, счастья, долгие годы у вас уже есть, а праправнуков дождитесь обязательно!
Алексей ТОЛКАЧЕВ