Интервью
фотогалерея
На страже закона
Юрия Александровича Замятнина большемурашкинцы знают сегодня как скромного пенсионера, увлечённо занимающегося пчеловодством, которое не без оснований считается одним излучших хобби. Я обратил внимание и на то, что им особенно активно занимаются многие ветераны МВД.
Большое Мурашкино давно стало для него родным и мураши считают Юрия земляком, но принимая во внимание его не мурашкинскую фамилию и местоположение пасеки — село Вельдеманово Перевозского района — можно предположить, что сам Юрий из тех краёв.
— Да, я действительно родился в Вельдеманове, здесь пошел в школу-восьмилетку, которую и окончил. Для получения среднего образования пришлось ездить в Перевоз, в тамошнюю среднюю школу. Аттестат об ее окончании получил в 1971 году.
— А по ее окончанию поступили, наверное, в юридический вуз?
— Даже планов похожих не было. После школы как-то больше военкомат распоряжался моим выбором. Для начала меня направили учиться в Арзамас на шофера, а после того, как получил права, призвали в армию. За время службы, можно сказать, побывал в двух странах, хотя тогда, конечно, и предположить такое было невозможно. Сначала в учебке в Котовске Одесской области, что на Украине, потом был Казахстан, город Ленинск. Именно там расположен Байконур.
— И видели, как космические корабли запускают?
— Конечно, и не раз. Военкоматы не зря готовят шофёров. Мне довелось служить водителем командира авиаполка, расположенного на Байконуре, так что все происходило недалеко.
— А дальше сразу после дембеля предложили службу в милиции, наверняка водителем?
— И снова нет. После армии два года работал на стройке в областном центре. В Горьком как раз только начала работать высшая школа милиции, куда я и поступил в 1976 году. Вот с этого момента и началась моя милицейская служба и продлилась ровно 25 лет, как у солдата царской армии.
По окончанию получил назначение по распределению в Сосновский район следователем. Через 4 года перевели в Большое Мурашкино инспектором ОБХСС (для тех, кто не знает или забыл — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности — Т.). Большемурашкинский отдел милиции в то время возглавлял Евгений Степанович Рукавишников.
— А чем особенно запомнились те годы?
— Чего идеализировать то время? Воровство есть и было. Предприятий в поселке имелось немало, и на них было что воровать. Так называемые «несуны» тащили все, что могли унести, но случались и масштабные хищения. Вскоре наступил 1985 год, когда в стране началась борьба с пьянством и алкоголизмом. Тут даже работа с хищениями отошла на второй план. Мне особенно запомнилась борьба с самогонщиками. Отдел по защите собственности социалистической занимался изъятием собственности частной — самогонных аппаратов. Это сейчас можно купить любой аппарат, а тогда люди творили сами. Но аппарат мало было создать и даже воспользоваться им. Нужно было еще спрятать его и произведенный продукт от возможного изъятия сотрудниками милиции. Подвал или чердак — банально и очевидно. Хлев, сеновал, баня — тоже раскрывались на раз. Прятали в ларях с фуражом, в выгребных ямах… Где только не отыскивали!
Через несколько лет «сухой закон» выдохся, а вскоре закончилась вся социалистическая собственность. То, что не удалось унести «несунам» за десятилетия, удалось за год приватизировать «реформаторам». Тут уж никакой ОБХСС не поможет, да и сам отдел прекратил существование.
В 1992 году Юрия Александровича назначили начальником криминальной милиции — заместителем начальника РОВД. Работы меньше не стало. В сфере его деятельности оказались не только хищения и воровство, но и весь спектр уголовных преступлений. Это прозвучит несколько парадоксально, тем не менее пока Юрий Александрович работал заместителем, у него сменились три начальника.
— А чем запомнились годы работы в криминальной милиции?
— Работа она везде работа, иногда и сутками приходилось, можно сказать, «пахать». Были и экстраординарные происшествия. Однажды члены бутурлинской ОПГ перестреляли дзержинских бандитов, приехавших на «разборку». И надо же такому случиться, что не менее пяти трупов «положили» в нашем районе. Расследовать пришлось и нам в том числе. Могу заверить, что общими усилиями все участники преступной группы были задержаны.
В 2001 году Юрий вышел на пенсию. Милиционеры выходят на неё молодыми, есть силы и желание ещё потрудиться, и новоиспечённый пенсионер несколько лет работал сотрудником службы безопасности Сбербанка. Да и сейчас, находясь на пенсии, приходится тоже командовать — пчёлами. Похоже, они слушаются, мед приносят.
Алексей Толкачев