Интервью
фотогалерея
Кавалер ордена Славы
Военный связист катушкой провода измерял расстояния до самого Берлина
Есть военные специальности, которые, на первый взгляд, кажутся какими-то совсем «небоевыми». Ну, подумаешь связист, а тем более — телефонист. Но это только на первый взгляд.
Большемурашкинцу Николаю Салинкину в сентябре 1942 года было не до таких рассуждений, когда его, после призыва в армию, направили учиться на телефониста в Чебоксары. Вместе с ним призвали целую группу земляков. Поразительно, но и через семь десятилетий он помнит их поименно.
— В один день со мной призывались Рафаэль Гражданинов, Михаил Ведерников, Алексей Казнин, Вениамин Масанов... — вспоминает Николай Васильевич. — После курсов в январе 43-го я попал на Калининский фронт. В то время там не было крупных наступательных операций. Но бои местного значения шли ожесточённые и кровопролитные — за село, деревню, хутор.
Вошла в село ещё только первая рота, а связист уже размотал свою катушку с кабелем до передовой, чтобы обеспечить связь с батальоном. И так день за днём, бой за боем, под минометными и артобстрелами, под ливнем пулемётным и автоматных пуль Николай Васильевич тянул кабель через разные города и сёла, на разных фронтах, обеспечивая надёжную связь.
В боях под Оршей, в период Смоленской операции, он бесперебойно, надёжно обеспечивал связь в I батальоне 597 полка, за что был награждён медалью «За отвагу».
Уже в 44-м году в составе 1-го Прибалтийского фронта он вышел со своей катушкой к берегам Балтики. Здесь получил тяжёлое ранение, а на груди появился Орден Славы III степени. Вот такая, «небоевая» специальность.
После выздоровления Николай Салинкин — уже на 1-м Белорусском фронте, под командованием Георгия Жукова, в составе 3-й Ударной армии, и оказался на самом острие удара на Берлин.
— В первые майские дни, — вспоминает ветеран, — я обеспечивал связь на улицах Берлина. Стрельба из каждого окна, поперёк улицы — баррикады. Телефонный провод надо протянуть к только что взятому зданию. Затем — к следующему. А за это время, глядишь, провод перебит, надо соединять. Стрельба день и ночь. Бои жесточайшие.
За Берлин Николай Васильевич получил Орден Красной Звезды.
Наступил День Победы. Понятно, что победа не означала быстрого возвращения домой. После капитуляции Германии вероятность погибнуть снизилась заметно, но не исчезла совсем.
— Стрельба слышалась ещё регулярно, — грустно вспоминает Николай Васильевич, — и советские солдаты ещё долго гибли.
В 1946 году военный связист вернулся домой и работал одно время почти по родственной профессии — радиоорганизатором районной газеты, одновременно обучался заочно в пединституте. По его окончании — учительствовал в школе-семилетке в селе Медведково. Позднее, уже после возрождения Большемурашкинского района, работал учителем географии в средней школе райцентра. Той самой географии, расстояния в которой перемерил катушкой телефонного провода.
Алексей ТОЛКАЧЕВ