17.06.2022
Просмотров: 596, комментариев: 0

Городищи

В этот раз наш путь лежал в деревню Городищи, которая входит в состав Холязинского сельсовета и находится примерно в десяти километрах от райцентра в сторону Нижнего Новгорода. Немного не доезжая поворота на Папулово,  мы свернули влево на полевую дорогу. Нам повезло, что погода стояла солнечная и сухая, поэтому добраться до деревни не составило труда.

Укреплённое место

Это селение — одно из древнейших в нашем районе. Из архивных источников известно, что около двухсот лет назад деревня располагалась чуть выше на холме. Городищи считались укреплённым местом и были предназначены для обороны от набегов камских болгар, а позднее казанских татар. Отсюда и произошло название поселения. Когда закончились войны, жители перекочевали вниз к реке Сундовик. Оказывается, Городищи когда-то были селом. Вначале оно принадлежало помещику Прутченко, который проиграл его в карты помещику Чемисову. Именно он, будучи человеком религиозным, и поставил каменную часовенку в этих краях, но много лет назад она была разрушена. Местные жители даже не помнят её, а вот водяную мельницу на реке некоторые старожилы вспоминают до сих пор. Глубина Сундовика в том месте достигала десяти метров. До постройки хорошего моста через реку был хворостяной, по которому проходили обозы и тройки с бубенцами, идущие из Мурашкина в Работки и обратно.

Немало времени прошло с тех пор, не каждый может об этом рассказать. Лишь старые склонившиеся ветлы над рекой могли бы поведать многое, они служат немыми свидетелями давно минувших событий.

Проезжая по деревне, мы обратили внимание на глиняные мазанки и старинные полукаменные дома с подвальными помещениями — такие строения сейчас редкость. Позднее узнали, что когда-то именно в таких домах жили большинство семей, и у каждой была мазанка, где хранилось всё, что можно — от одежды до зерна. В 30-х годах после сильного пожара этих построек осталось мало.

Деревенская жизнь лучше городской

Первой нашей собеседницей в Городищах оказалась жительница Нижнего Новгорода Наталья Гаврилина. В эту деревню она влюбилась в 2000 году с первого взгляда и первого вдоха чистого глотка воздуха.

— Мы с мужем Сергеем жители городские и никогда не представляли, как люди живут в деревне, — улыбается женщина. — У нас четверо детей, старшей дочери уже 33 года, а младшая — выпускница 11 класса. Еще когда у нас было только двое детей, мы задумались о покупке дачи, чтобы было где на свежем воздухе проводить отпуска, каникулы. Объездили всю Нижегородскую область, но по душе ничего не могли подобрать. А когда приехали в Городищи, я сразу поняла, что именно здесь мы и остановимся. Уже выйдя из автобуса и глотнув наисвежайший воздух, от которого голова пошла кругом, я влюбилась в эти места. Нас сразу всё устроило, место отличное, домик с виду вроде небольшой, а внутри места много. Мы его обустроили, построили пристрой, баню, беседку. Мама раньше каждое лето жила здесь с детьми, мы навещали. Пока мы еще работаем, здесь бываем в отпуске и в выходные, а уйдём на пенсию, будем жить с весны и до снегов. Вода у нас из скважины своя, газ баллонный. Если погода хорошая, автолавка приезжает, а так в магазин в соседние селения ездим. Удивляюсь, как мы раньше без деревни жили! В город в летнее время совсем не хочется, здесь лучше. Зимой приезжаем редко в деревню, только проверить владения. Радует, что дорогу всегда чистят, проезжаем без проблем. А вот летом в ненастье сложнее, нам бы асфальт сюда. Наверное, это только мечта.

Затем мне Наталья предложила пообщаться с соседями напротив, заверив, что они местные, им есть, что вспомнить и рассказать про деревню.

Дружные соседи

Николай Евгеньевич Костерин уже много лет живет в городе Кстово, но родился и вырос в Городищах.

— Родители мои были простыми крестьянами, трудились в колхозе, который сначала назывался «имени Сталина», а потом «имени Карла Маркса», — вспоминает мужчина. — В деревне были фермы, держали лошадей, коров, телят, вечерами в клубе встречались, но вот магазина у нас не было, ходили в Папулово. Деревня наша казалась большой, детей было много, в начальной школе учились здесь, потом каждый день по семь километров туда и обратно ходили в Кишкино. После школы я окончил водительские курсы и работал в колхозе, затем армия, потом опять вернулся в родные края. После работы мы с пацанами спешили погулять, ходили на танцы и кино в Холязино, там я и познакомился со своей супругой Ниной. Она в это время, окончив школу, уехала жить и работать в Дзержинск, а я тоже поехал покорять Кстово. В 1970 году мы поженились, она переехала ко мне. У нас два сына и два внука, все каникулы здесь проводили. Родители мои давно умерли, но мы как ездили в родной дом, так и ездим. Летом здесь, а в зиму в город перебираемся. Любим мы здешние места, машин не слышно, от дороги далеко, воздух свежий, кругом красота.

Пока я общалась с Николаем Евгеньевичем, подошла соседка Лидия Александровна Елисеева (Клёнова) и с интересом слушала нашу беседу.

— Мы с Николаем оба 1946 года рождения, — присоединилась к разговору Лидия. — Только у меня день рождения в январе, а у него в декабре, поэтому я училась годом постарше. А все детство вместе были, по деревне ребятня толпами бегала, нам даже поесть некогда было, но родителям помогали во всем. Скотина в каждом дворе была, порой стадо пасти приходилось. Наши родители всегда дружили, вместе праздники справляли, друг друга во всём поддерживали, и мы так же, и дети наши вместе здесь росли. А что нам делить?

Женщина рассказала, что с мужем они жили в Дзержинске, но несколько лет назад она овдовела. С хозяйством ей помогают справляться дети и внуки. Как бы не было без хозяина тяжело, родительский дом она никогда не бросит.

— После школы я уехала учиться в Горький, — продолжает Лидия. — На выходные приезжала к родителям. Как-то возвращалась в город, и в автобусе познакомилась с парнем, он оказался из Спирина, тоже ехал от родителей. Вот так встретила свою судьбу, а когда поженились, переехали в Дзержинск. В 58 лет я ушла на пенсию, чтобы внука в первый класс водить и встречать. Сейчас уж все взрослые, самостоятельные, у всех своя жизнь. Зимой мне в городе тошно, жду не дождусь тепла и скорее в деревню. Здесь всё своё, родное, и соседи тоже. Днём мы в делах, а вечером собираемся на лавочке, как, бывало, в молодости, общаемся, чай пьём, разве что с гармошкой не ходим, как раньше. За зиму наскучаемся так, что и наговориться не можем. Так бы и жили здесь круглый год, но газа нет, дороги нет. Правда, есть у нас тут жительница, которой всё нипочём, круглый год живёт в деревне и хозяйство держит. Молодец, не боится ничего.

Счастливый человек

Пообщавшись с дружными соседями, я решила разыскать ту самую бесстрашную женщину. Проехали по деревне, которая оказалась не такой уж и маленькой — домов пятьдесят, не считая полуразрушенных. Почти возле каждого дома жужжит косилка, мужчины борются с травой, а женщины наводят красоту — сажают цветы.

С нашей следующей героиней мы встретились у её дома. Она давно уже всё посадила, на её территории чистота. А за порядком следит верный пёс Рэкс. С такой охраной, действительно, можно ничего не бояться.

Людмила Александровна Михалькова тут же любезно пригласила в дом и с огромным удовольствием не только пообщалась, но и достала фотоальбом со снимками своих любимых детей и внуков.

— Родом я из посёлка Советский, — рассказывает женщина. — Здесь жили дедушка с бабушкой по маминой линии. У родителей моих было четверо детей, три мальчика и я. Но мальчики долго не жили, я осталась у них одна. Так было и с моим братом-двойняшкой. Родители боялись, что и я могу не выжить и отдали меня в Городищи. Дедушка с бабушкой держали козу, вот и отпоили меня молоком. Я так с ними и жила до первого класса. Потом родители меня забрали к себе, а через год я снова сюда сбежала. Начальную школу окончила в Городищах, 7 классов в Кишкино, а потом папу по работе перевели в Дальнеконстантиновский район, и я уехала с родителями, школу оканчивала там. Но на каникулы мчалась в деревню. Потом я окончила Кстовский техникум, вышла замуж, жить стали в Кстове, но жизнь не пошла с этим человеком, и мы разошлись. Со вторым мужем мы мечтали на пенсии жить в деревне. Старый дом сломали, стали строиться заново. В 54 года я переехала сюда, муж ещё работал, приезжал на выходные, но двенадцать лет назад я овдовела. Достраиваться помогают дети. Вроде все хорошо, но вот пришлось подтопок новый сложить, в том году немного замерзала зимой. Летом меня постоянно навещают, у меня два внука, две правнучки. Зимой пореже, но я привыкла уже и в город не собираюсь. Я и не представляю, что в городе делать. Раньше ведь и коров держала, телят, коз, поросят, уток, теперь только курочки остались, да кот Васька с Рэксом. Поначалу здесь не одна зимовала, старожилы ещё были, но со временем и их не осталось.

Женщина призналась, что она — счастливый человек, у неё прекрасные, заботливые дети, был самый любимый муж, и вообще она старается во всём и во всех видеть только хорошее, а плохое не замечать.

— А какая у нас деревня, какие места! — восхищается Людмила. — Выйдешь утром — надышаться не можешь. Как говорила моя бабушка: «Как можно уйти от этой красоты?». А если чего-то бояться, так и не стоит жить. Навсегда эта деревенька вошла в мою душу. Никогда не забуду луга, на которых росли, как мне в детстве казались необыкновенно высокими травы с обилием ромашек и колокольчиков. Поля вокруг колосились золотой пшеницей, кукурузой, подсолнечниками. Сама деревня казалась такой огромной! Я думала, что и дня не хатит, чтобы её обойти.

В доброй атмосфере

Люди, приезжая в деревню, живут здесь самой природой, её просторами и свободой. Растворяясь в этом, они забывают обо всём, наполняя сердце только радостью. Таких деревень, как Городищи, множество, все они по-своему уютные. Атмосфера в них пропитана добром, свободой и вкусными пирогами, которые вмиг разлетаются по соседям. Ведь между собой в деревне народ живёт одной большой семьёй.

Елена КОСАРЕВА
 Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!