Интервью
фотогалерея
Фермер — не профессия
На прошлой неделе комиссия по ЧС обсуждала вопрос о предстоящем паводке, соответственно, упустив из виду то, что надо было бы еще обсудить и вопрос о борьбе со снежными заносами. Это весьма актуально, несмотря на то, что первый месяц весны подходит к завершению. По дороге в Шахманово к фермеру Гаранину мы убедились, что «ПрофессионалСтрой-Ресурс» пока не поставил снегоуборочную технику на прикол — клин из трёх МТЗ расчищал автотрассу.
Мимо мастерской Гаранина в Шахманове проехать невозможно, у её ворот мы и встретились с Алексеем. Конечно же, темой беседы стала не почти зимняя стужа, не снегопад, а близкая — очень надеюсь — весна и предстоящие полевые работы.
В мастерской ремонтировал сельскохозяйственную технику отец Алексея, Вячеслав Васильевич, с которым мы знакомы очень давно. Вячеслав — один из первых, если не первый, кто создал фермерское хозяйство в районе.
Специализировалось КФХ на картофелеводстве. Ещё юнцом с отцом в поле работал и Алексей.
Фермерство — бизнес, а значит риск, а наши края для сельского хозяйства так и именуются — зона рискованного земледелия. Пара губительных для картофеля лет, разрушенные отношения с партнёром по бизнесу, просроченные банковские кредиты, и Вячеславу пришлось ликвидировать свое КФХ. Но к этому времени стал самостоятельным Алексей, который уже не мыслил своей жизни без сельского хозяйства. Поскольку отцовское хозяйство ликвидировалось, то практически ничего от КФХ молодому человеку по «наследству» перейти не могло. Но Алексей унаследовал от отца главное — любовь к земле, трудолюбие, умение работать руками. В 2016 году он зарегистрировал собственное крестьянско-фермерское хозяйство. Сегодня уже Вячеслав работает у сына, как когда-то Алексей начинал у отца. Рука об руку работает и супруга фермера Елена, которая ведёт бухгалтерию хозяйства. Начинающий фермер сначала попробовал продолжить возделывание картофеля, но быстро убедился — овчинка выделки не стоит. Сегодня КФХ специализируется на возделывании зерновых, как менее требовательных к погодным условиям.
— А какие культуры возделываете? — спрашиваю у фермера.
— Пшеницу. Озимой посеял 250 гектаров, яровой планирую 375. А всего в хозяйстве 650 гектаров, остальное занято под многолетними травами. Осталось даже немного сена с прошлого года. Прибыли почти никакой, но нет и убытка. Травы пока оставляю.
— Как развивалось хозяйство в течение этих шести лет?
— В первые годы приходилось очень сложно, еле сводили концы с концами. Денег не хватало ни на что. Сейчас стало несколько легче. Уже полностью сформирован пахотный клин. Закуплена необходимая техника для его обработки. Все тракторы, прицепные и навесные машины — отечественного производства. Мягко сказать, не новые, но все на ходу, а те, что не работают, восстанавливаем. Для сева используем известные с советских времён СЗ-3.6. Имеется навесной разбрасыватель минеральных удобрений, прицепной опрыскиватель. Почти всё для выполнения комплекса агротехнических работ. Для жатвы имеются «Доны». Тоже не новые, но уверен — в поле выедут.
— На весенний сев семенами, минудобрениями обеспечены?
— Еще до нового года закупил 20 тонн удобрений. После известных событий думал, что покупать дополнительно не буду. Но цены пока стабильны, в планах приобрести еще 20 тонн. Хотелось бы больше, но в кредит брать не рискую. Семенами обеспечен своими. В этом году обойдусь, в следующем хотелось бы приобрести семена более высокой репродукции. Но что загадывать, ещё нынешние весенне-полевые работы не начались. На днях буду завозить ГСМ для их проведения.
— Ваше КФХ не просто производитель сельхозпродукции, оно еще и работодатель на селе. Сколько рабочих мест задействовано?
— 6 работающих, вместе с бухгалтером. Все, кроме одного, шахмановские.
— Как видите развитие своего хозяйства, нет ли ощущения бесперспективности занятия сельским хозяйством?
— Как может быть бесперспективно производство продуктов питания, тем более в условиях санкций?! Конечно, и разбогатеть на этом сложно, и отдача от капиталовложений медленная. Тем не менее, обеспечить семью можно. Что же касается развития, то речи об увеличении посевных площадей не идёт. Сейчас все мои поля расположены поблизости, очень удобно — технику далеко гонять не надо. Рядом свободных земель нет, покупать или брать в аренду что-то вдалеке смысла не вижу. Уж лучше вложиться в новую технику и современные технологии. Больший урожай можно собрать и без увеличения площадей. Посмотрим, каков будет нынешний урожай.
— То есть всё заработанное опять вложить в производство. А жить на что? Или правда, что фермерский труд без выходных и отпусков?
— Пару лет так и было. Но это неправильно. У меня же семья: жена и дочка. Уже четыре года мы можем позволить себе после завершения сезона в сентябре все вместе поехать на Чёрное море. Но очень крупные личные расходы пока не по карману.
Пожелав фермеру успехов и хорошего урожая, уезжаем по глубоко заснеженной трассе домой, и в голову приходит мысль: вот что значит зиму не проводить по-хорошему.
Алексей ТОЛКАЧЕВ