Главная Наши земляки Есть в Лубянцах «Копышовка»
03.11.2022
Просмотров: 527, комментариев: 0

Есть в Лубянцах «Копышовка»

Выбрав благоприятную погоду в конце октября, мы отправились в село Лубянцы, расположенное в шаговой доступности от Шахманова. Дорога до села замечательная, можно добраться в любое время года. Осенняя природа создавала особое настроение, буйство красок лесов, полей очаровывало и приковывало взгляд. Недаром русскими поэтами и художниками так много сказано и написано об этом времени года.

Мастера лубяных изделий

Из архивных источников известно, что поселение это образовалось примерно в ХIV веке. Здешние места с лесными дебрями были заселены суздальскими бутовщиками. Расположившись в липовых лесах на берегу Сундовика, люди занялись лубяным промыслом. Отсюда и произошло название Лубянцы.

Немало лубяных изделий расходилось не только по России, но и шло за границу. Леса постепенно уничтожались, производство вымирало.

В 1652 году здесь была построена церковь, в приход входили Лубянцы и Рамешки. Много воды утекло с тех пор, от церкви не осталось и камешка. Сейчас статус поселения больше подходит к деревне.

Родом из деревни

Асфальтированное покрытие при въезде сопровождало нас и по селу и вдруг закончилось. Если не знать местность, можно подумать, что это и есть конец населенного пункта, но, проехав пустырь по щебёночной дороге, перед нами вновь показались дома. Здесь жителям повезло меньше, так как дальше дорога проселочная, и проехать там можно только в сухую погоду.

Первыми нашими собеседниками стали супруги Евгений и Любовь Агаевы из Нижнего Новгорода. Мы поймали их, как говорится, «по горячим» следам. Не успели они подъехать к своему дому, как мы тут же решили с ними познакомиться. Пара оказалась очень приветливой, дружелюбной и разговорчивой.

— Лубянцы — моя родина, я здесь родился и вырос, — говорит мужчина. — Родители в колхозе имени Суворова трудились, отец телятником, мать дояркой. Я до восьмого класса учился в Игумновской школе, а девятый и десятый — в Работках. Домой ездил каждый день на рейсовом автобусе. В ту пору здесь были клуб, магазин, фермы, ток зерновой, фельдшер и почтальон из Шахманова приходили. Жизнь кипела, семьи были большие, домов семьдесят насчитывалось, сейчас многие нежилые. Деревня между местными жителями издавна делится на две части. Та, которая заасфальтирована, в народе зовётся «Копышовка», а наша — Лубянцы. Ещё наши бабушки и дедушки шутили, что пока там народ копошится, мы уже все дела переделаем. У нас всегда с ними стычки были, драться туда ходили. Весело жили.

К нашему разговору присоединилась супруга. Она утверждает, что и сейчас здесь хорошо, даже в город не хочется.

— Были бы Лубянцы газифицированные, я вообще бы сюда перебралась, — улыбается Любовь. — Сама я городская, раньше и подумать не могла, что влюблюсь в деревню. Если бы не муж, кто знает, так и не познала бы все прелести загородной жизни. Мой любимый отдых — две теплицы, сад, огород. Зимой пойду в отпуск, приеду сюда. С нашей деревней никакие Канары не сравнятся.

Чета Агаевых показала мне свои владения. Родительский дом они содержат в порядке, много чего построили, расширились. Помимо сельхозработ любят в лес прогуляться, с удочкой на берегу Сундовика посидеть. Стараются быть всегда вместе, и в делах, и на отдыхе.

Супруги рассказали, что вместе они уже 37 лет, вырастили двоих детей, сейчас радуются внуку. А свела их судьба в любимых Лубянцах.

— Я тогда из армии пришёл, а Люба приехала в гости к подружке, с которой вместе работала, — рассказывает Евгений. — Как увидел рыжеволосую красавицу, сразу влюбился и решил, что моя — и точка. Так и вышло, через год сыграли свадьбу.

Пожелав своим героям всего наилучшего, я направилась к дому Фуфаевых. Со слов Агаевых, там проживает Нина Александровна, которая значительно старше их и, вероятнее всего, историю деревни знает лучше.

Любовь с детства

На подходе к дому меня встретил мужчина и сообщил, что буквально неделю назад он увёз свою маму в город.

— Она здесь только летом живёт, — сказал Олег. — Сама родом из Лубянцев, а когда вышла замуж, стала жить в городе, там и мы с сестрой родились. Дом, в который приезжаем, строил папа в 90-х годах, а рядом бабушка с дедушкой Александр Измаилович и Екатерина Григорьевна Карзины жили, сейчас там гостят двоюродные сестры и их дети. Сам я все каникулы в деревне пропадал, теперь с женой и детьми здесь отдыхаем. Я, можно сказать, здесь постоянно. Работаю по графику трое суток через трое, после смены сразу в деревню. Здесь всё родное, друзья детства остались. Кстати, ваши мураши. С Андреем Хазовым до сих пор дружим, и дача у него по соседству, Женьку Крутова давно не видел, с радостью бы пообщался. Ещё друг из Шахманова есть — Женька Бердников, мы все ровесники.

Услышав имена своих одноклассников, мы с редакционным водителем Олегом Задвернюком сразу оживились и в два голоса повторяли, что мы вместе учились с его друзьями. Собеседник заулыбался и продолжил разговор.

— Детство в деревне прошло весело, беззаботно, успевали и гулять, и взрослым помогать, — говорит мужчина. — Скотина была в каждом дворе, стадо по деревне шло большое, мы даже боялись, убегали. Бурьянов не было, боролись за каждый клочок земли, чтобы сено на зиму запасти. Сейчас только летом народу много, а так тишина, спокойствие, уезжать не хочется. Подтопок натопишь, тепло, вода из своей скважины. Жаль, что в нашей стороне дороги нет, специально для деревни пришлось «Ниву» купить. Хорошая машина, не подводит.

Пообщавшись, собеседник посоветовал обратиться к местному жителю Евгению, который проживает в «Копышовке» круглый год.

Главный в округе

Коренной житель Евгений Шарыпкин городскую суету не признаёт и уверен, раз уж суждено ему остаться на родной земле, значит он здесь нужен.

Евгений Михайлович хорошо помнит свою начальную школу, которая находилась в конце деревни. Затем до седьмого класса учился в Шахманове, а восьмой окончил в Холязине. После школы уехал в Горький, выучился на токаря, потом в Лыскове — на водителя и в армию пошел.

— После службы вернулся домой, — рассказывает мужчина. — Больше родной дом не покидал. Я понял, что городская жизнь не для меня. Там на всём готовом живут, а я трудиться привык. Только здесь я себя чувствую хорошо и спокойно. Всю жизнь проработал в колхозе водителем. Семью, к сожалению, не создал. Сначала с матерью вдвоём жили, а когда она заболела, старшая сестра приехала за ней ухаживать. Мамы уж давно нет, а сестра со мной так и живёт. Нас другая сестра с племянниками навещают, помогают во всём. У нас сад, огород, две большие теплицы, без дела не сижу. Ещё и за порядком в деревне приглядываю. Сейчас все разъедутся, слежу, чтобы чужаков не было. Много лет уж ответственный за водонапорную башню. Так что я здесь человек нужный.

Расставаясь, мужчина просил передать огромный привет своей однокласснице и нашей коллеге-ветерану Нине Дулеповой.
Приятно, когда спустя много лет, тебя помнят и оказывают знаки внимания одноклассники. А ещё он добавил, что любит читать местную газету «Знамя», благодаря которой узнаёт новости нашего округа. А увидеть, что происходит в стране, ему помогает любимый «друг» — телевизор.

Надежда есть

Объезжая деревеньки, понимаешь, что их судьбы очень схожи. Когда-то там жизнь кипела, народ трудился, рождались дети, и казалось, что так оно будет всегда. Но, как ни печально, от многих деревень остались лишь названия и тёплые воспоминания. Есть надежда, что благодаря дачникам и таким людям, как Евгений Шарыпкин, выжившие селения будут существовать и дальше. А глядя на шикарные дачные строения, есть вероятность, что придёт время, и их хозяева с огромной радостью поменяют городскую жизнь на деревенскую. А вместе с этим обзаведутся хозяйством, и по деревне вновь пойдёт стадо, не оставивляя за собой ни одной колючки.

Елена КОСАРЕВА
Фото автора

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!