Интервью
фотогалерея
Душой все так же молода

Девяносто лет – это много или мало? В народе говорят, что возраст определяется не годами, а состоянием души. У жительницы Большого Мурашкина Анастасии Ивановной Блохиной, несмотря на столь почтенный возраст, душа всё так же молода. Общаться с этой милой женщиной было одно удовольствие, у неё прекрасная память, да и слышит она замечательно.
Родилась Анастасия в многодетной семье в деревне Мословка Большемурашкинского района. Из восьми детей четверо умерли ещё в детстве. Родители — Иван Алексеевич и Клавдия Николаевна Блохины — трудились в колхозе.
Окончив начальную школу, девочка, как и многие дети, пошла работать в колхоз, помогать родителям. Старший брат Федор после четвертого класса продолжил обучение в школе райцентра. С детства он мечтал стать учителем, поэтому учеба у него была на первом месте. А младшие брат Василий и сестра Антонина как могли помогали дома по хозяйству.
— Много я перечитала из районной газеты статей про своих сверстников, — говорит моя собеседница. — Хочу сказать, что детство почти у всех было схожее. Трудились мы наравне со взрослыми, что скажут, то и выполняли, быстро всему обучились. Жили в голоде, холоде, питались травой да картофельным крахмалом. Сестренка всегда плакала, не наедалась. Мама у нас часто болела, поэтому придешь с работы и на двор бежишь скотину обихаживать, а продукцию от неё сдавали государству, себе почти ничего не оставалось. Приходилось самим и усад под картошку плугом пахать. Зимой из леса ветки возили для растопки. Однажды нас с Тоней и Васей поймали, за эти гнилушки осудили и оштрафовали на 900 рублей. Денег в семье не было и, чтобы оплатить штраф, пришлось родителям овец продать.
Когда началась война, всех мужчин из деревни забрали в первые же дни, в том числе и папу. Парни помоложе ушли на фронт позже, вместе с ними и Федор, которому не довелось стать учителем. Его мечта оборвалась вместе с жизнью далеко от дома.
— Тятя, так мы звали папу, вернулся с войны контуженый, — вспоминает Анастасия Ивановна. — До сих пор помню его раненую спину, будто на куски изрезанную. Долгое время с фронта мы не получали от него никаких весточек. Мама плакала, переживала и даже обратилась к гадалке, которая жила в райцентре. Та сказала, что находится он в окружении, домой вернется, ждите. А вскоре пришло от него письмо, из которого мы узнали, что действительно их часть находилась в окружении.
В военное время весь народ трудился для фронта. Анастасия помогала маме прясть пряжу, вязать варежки и носки для солдат и, думала о том, что может быть эти самые вещи согреют от холода кого-то из родных.
После войны девушка вышла замуж за своего земляка, но семейная жизнь не заладилась, и они расстались. Со слов женщины, женихи бегали за ней, но все было не до любви. Думала, вот все наладится в стране, станет жить легче, тогда и про семью можно подумать, и не заметила, как жизнь пролетела.
— В 1949 году мы, три подружки, уехали на Пыру, — рассказывает моя героиня. — Три года трудились на торфяниках, жили в общежитии, осенью отправляли нас на уборочную. В 1951 году с любимой подружкой Маришей отправились работать в Горький на стройку, там носили кирпичи, месили цемент. Но вскоре пришлось вернуться домой. Из-за болезни умер брат Василий и родители себя плохо чувствовали. В родной деревне устроилась свинаркой. У меня было около тысячи голов свиней, хоть и тяжело, но мне очень нравилось за ними ухаживать.
После смерти папы Анастасия с мамой переехали в Большое Мурашкино, где купили домик. Здесь, в поселке, жила и сестра Антонина со своей семьёй. Анастасия Ивановна устроилась в кинотеатр, где проработала до ухода на пенсию. Когда осталась одна, ей во всем помогали сестра с мужем. Родственники никогда её не оставляли в одиночестве. Племянницы Елена и Зоя всегда заботятся о своей тете, их мужья Анатолий и Вячеслав помогают содержать дом в хорошем состоянии. Даже соседи ей ни в чем никогда не отказывали. Супруги Виталий Алексеевич и Антонина Ивановна Ушаковы летом воды принесут, зимой снег почистят возле дома, да ещё и пирогами накормят. Несколько лет за женщиной ухаживал социальный работник. А когда в соцзащите предложили переехать в дом-интернат, Анастасия Ивановна, конечно, не сразу согласилась, но сейчас о принятом решении не жалеет.
— Три месяца уже здесь живу, очень нравится, — улыбается она. — Отношение замечательное, все сотрудники доброжелательные, внимательные, всегда интересуются здоровьем. Каждое утро медсестра осматривает, в глаза закапывает. Кругом порядок и чистота. А какое питание здесь! Каждый день фрукты, пироги, как домашние. Одним словом, живу как в сказке. Теперь это мой родной дом.
В свои года женщина, как и в молодости, остается такой же весёлой, интересной и приветливой, и, несмотря на то, что сердце немного шалит — душа её все равно радуется жизни.
Моя героиня относится к числу долгожителей, а залог всему, конечно же, любовь к жизни и к тем, кто её окружает. Так пусть, уважаемая Анастасия Ивановна, каждый Ваш день будет окружен только положительными эмоциями.
Елена КОСАРЕВА