Главная Наши земляки Дети войны. Жизнь была не сахар
16.12.2016
Просмотров: 1088, комментариев: 0

Дети войны. Жизнь была не сахар

Детство в военное время было «не сахарным».  Дети питались тем, что росло на огороде, в поле, на лугу, вдоволь хлеба не ели, вкус конфет не знали. Никогда не забыть им о тех страданиях, которые причинила проклятая война. Эти дети совершили подвиг уже тем, что выжили в нечеловеческих условиях того времени, и они строили страну, в которой мы сейчас живем.

Жительнице Большого Мурашкина Анастасии Григорьевне Шугановой довелось пережить то тяжёлое время. Родилась и выросла она в многодетной семье в селе Картмазово. Из шести детей Настя была у родителей пятым ребёнком. Жили они не богато, зато в любви, дружбе и согласии. Но радость и покой нарушила страшная весть.

— Когда началась война, я окончила два класса, — рассказывает женщина. — Всех мужчин и папу в первые же дни забрали на фронт. Уходя, он успокаивал нас, что война будет недолгой и он скоро вернётся. Через три месяца мы получили извещение, что папа пропал без вести, и больше мы его не видели. Мама в то время была беременна седьмым ребёнком, но девочка вскоре после родов  умерла. Старшие братья и сёстры пошли работать, помогать маме, а я продолжала учиться. В школе не хватало учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей, приходилось писать в старых журналах. В некоторых семьях дети не могли посещать занятия, так как им нечего было надеть и обуть. После уроков я выполняла всю работу по дому: скотину кормила, в хлеву убиралась, картошку копала и с младшим братиком сидела, ему было 4 годика. А ребята постарше трудились наравне с взрослыми, помогали на пахоте, в заготовке дров на зиму, косили и сушили сено на покосах, перевозили грузы на лошадях. В 12 лет я тоже пошла работать. Вместе с другими ребятишками собирала колоски после жатвы, полола траву. Весной за гнилой картошкой ходили не один раз, пока не распахивали поле под другую культуру. Нас старики всему обучили. Мы детство своё не видели, повзрослели очень рано. А мама замуж больше не вышла, думала и заботилась только о нас, хотя её и сватали.

Дети войны вынесли на своих плечах основную тяжесть труда. Сутками трудились, встав на место ушедших на фронт братьев и отцов. Да и после войны заменяли их, так как в село вернулись немногие, а если и вернулись, то калеками.

В послевоенное время Настя помогала маме на ферме, а когда повзрослела, ее поставили дояркой, приходилось вручную доить по 11 коров. Поднакопив денег, девушка переехала в совхоз, на Третий участок, и купила там домик, устроилась на ферму дояркой, в её подчинении было уже 18 коров, а когда они телились, ещё и до 3 месяцев телят выхаживала. В то время люди, работающие в совхозах, получали фиксированную заработную плату в денежной форме, а в колхозах до середины 1960-х использовались трудодни.

Того совхоза, конечно, давно уже нет и в помине, а находился он за Мословкой, примерно в 10 километрах от Большого Мурашкина, в самой гуще леса. Этот совхоз имел ещё одно название — Лесной участок.

— Люди там жили добродушные, — вспоминает Анастасия Григорьевна. — У всех в семье было много детей, богатством никто не блистал, но меня приняли как родную и помогали, чем могли. Ходили все друг к другу в гости, праздники справляли вместе. Пили-ели, как говорится, из одной чашки. Вот они меня и познакомили с будущим мужем Николаем. Он почтальоном работал, на селе был не последним человеком, считался образованным, так как окончил 8 классов. Спустя два месяца знакомства мы поженились и прожили в совхозе тринадцать с половиной лет, там родились наши дети — сын и две дочери.

За добросовестный труд в совхозе Анастасия Григорьевна имеет множество грамот и благодарностей. Она не раз была в передовиках. В начале семидесятых совхоз стал разваливаться, и люди постепенно разъезжались кто куда. Супруги Шугановы переехали в райцентр. Купили там небольшой домик, позднее приобрели жильё просторнее. Анастасия Григорьевна устроилась в коррекционную школу техничкой, да ещё и в аптеке убиралась, чтобы за дом быстрее расплатиться, а Николай Павлович своей работе не изменил — 35 лет проработал почтальоном.

Сейчас женщина живёт одна в большом доме. Дети выросли, обзавелись семьями, Антонина в Мурашкине осталась, Юрий в Григорове живет, а Людмила уехала в Перевоз. Муж после болезни и сложной операции на пенсии прожил недолго.

— Тяжело мне было бы содержать такой дом и участок четырнадцать соток, но дети и внуки помогают, — признаётся моя героиня. — Они меня не забывают, навещают часто. Вот крылечко подремонтировали, стараются поддерживать хозяйство в хорошем состоянии. Я тоже чем могу им помогаю. Хоть пенсия и небольшая, но стараюсь каждому что-то купить, порадовать, особенно внучат, у меня их шестеро, и трое правнуков.

Люди тех времён знают, что значит тяжёлый труд, голод, холод, лишения, болезни. Они стараются, чтобы их внукам и правнукам жилось в достатке, в радости, чтобы они навсегда запомнили самую прекрасную, самую чистую пору — детство.

Елена КОСАРЕВА

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!