Интервью
фотогалерея
Дети войны. Штурман
С Романом Александровичем Боголеповым я познакомился в кабинете начальника управления соцзащиты Александра Потёмкина, когда ему вручали нагрудный знак «Дети военного времени». Представляя ветерана, Александр Николаевич обмолвился, что награждаемый - бывший лётчик.
За многие годы работы мне ни разу не доводилось рассказывать о пилотах, поэтому в преддверии Дня защитника Отечества я с воодушевлением зашёл в гости к Роману Александровичу.
Как оказалось, наш земляк не лётчик, а штурман разведывательного самолёта — профессия еще более редкая. Но обо всём по порядку.
Как нетрудно догадаться, обладатель фамилии Боголепов родился в деревне Медвежий Лог в январе 1941 года, чуть менее за полгода до начала войны. Трудно представить, что по малолетству у мальчишки могли остаться хоть какие-то воспоминания о военном лихолетье. Однако одно воспоминание всё же память сохранила.
— Я не помню, как провожали отца на фронт, — рассказывает ветеран, — но долго повоевать ему не пришлось. Сильная контузия и ранение, после которых его комиссовали, и отец вернулся домой. Это запомнилось. Поскольку он оказался единственным мужиком работоспособного возраста на всю округу, отца избрали председателем колхоза. Едва ли это давало какие-то преимущества перед рядовыми колхозниками, только большая ответственность. Жили впроголодь, а уж в 46-47-х годах, просто голодали, непонятно, как выжили.
По воспоминаниям рассказчика, с наступлением весны «продовольственная корзина» становилась обильнее, в неё складывались: пестушки, курепа, щавель, дикий лук и многое другое, современная молодёжь даже не подозревает, сколько съедобной травы растёт у нас под ногами.
— Набьёшь брюхо, — смеётся собеседник, — а жрать всё равно хочется, чай, не коровы.
В сентябре 1948 года Роман пошёл в 1 класс. Да-да, в Медлоге была начальная школа. Судя по рассказу бывшего ученика, учитель Иван Иванович Исайчев обращался с детьми весьма жестко, даже жестоко. Тем не менее, всех научил читать, писать, считать и дети из глухой деревни успешно учились потом в средней. В пятый класс мальчишка пошёл в Большемурашкинскую среднюю школу. Но уж больно далеко было до райцетра — 12 километров, и отец отвел Романа в Шпилёвскую, что находилась гораздо ближе. Летом — велосипед, зимой — лыжи, так что физподготовка была отличная.
По окончании 10 класса Роман убедил военкома, что ему необходимо поступать в военно-морское училище. Пришло даже приглашение-повестка из Рижской мореходки. Но вот по пути из военкомата в Медлог оно затерялось. Но мечта о военном училище осталась, правда, до следующего года немного трансформировалась, из морской в лётную. В 1959 году деревенский парень поступил в Челябинское военное лётное училище на штурмана. Но и море дождалось молодого офицера, поскольку, получив погоны по окончании училища, Роман распределился в морскую авиацию на Северный флот, на базу военной авиации в Сафоново.
Служба военная — жизнь кочевая. Начинал летать на Ту-4 в Сафоново, потом был Ту-16 в Архангельске, это был первый советский стратегический бомбардировщик. Под Вологдой пересел в штурманскую кабину Ту-95, только это был уже не стратегический ракетоносец, а Ту-95 РЦ, что означает разведчик-целеуказатель. И по его указаниям ракеты морского базирования могли лететь куда угодно и поражать что угодно. А основной целью поиска разведывательного самолёта были авианосные ударные группы (АУГ) американцев.
— Найти корабль в океане сложнее чем иголку в стоге сена, — рассказывает бывший штурман. — Но я ни разу не возвращался, не выполнив задачу. А в поиске главную роль играет штурман. Десятки часов приходилось непрерывно вглядываться в морскую гладь со своего рабочего места. Найдя АУГ, включали фотоаппаратуру, снимали боевой ордер кораблей. Надо было точно определить тип кораблей, сопровождавших авианосец, их позицию в ордере, а их бывало десятки. По возвращении на базу написать подробный рапорт, и это тоже задача штурмана.
Сотни раз приходилось Роману Александровичу летать «за угол». Если посмотреть на карту северной Европы, сразу поймёшь, что «угол» — это стык Скандинавского и Кольского полуостровов. И другого пути для нашей военной авиации в Атлантику нет и сегодня, не полетит же Ту-95 над Европой.
— Только минуешь «угол», — вспоминает ветеран, — как к тебе сразу же пристраивается какой-нибудь сопровождаюший, в те времена чаще всего это были штатовские «Сейбры». Бывали задачи и посложнее поиска АУГ. Как-то пришёл приказ с «самого верха»: слетайте к острову Святой Елены, тому самому, где умер Наполеон, пофотографируйте, не строят ли там враги чего-нибудь нехорошего. А Святая Елена — это юг Атлантики, чтобы там побывать, надо провести сложную операцию. Взлетели в Вологде, дозаправились в воздухе над Оленегорском, почти у «угла», далее — на Кубу, отдохнули, и в Анголу, а уже оттуда к Святой Елене на «фотосессию». Поснимали, и в обратном порядке домой.
За выполнение этого задания штурман был представлен к ордену, но это отдельная история. Сложнейшей задачей было сопровождение подводных лодок из Мурманска через Северный Ледовитый океан в Тихий.
— Это атомная — нырнёт здесь у причала и всплывёт во Владивостоке, а дизельным надо выплывать по дороге, подзаряжать аккумуляторы. Чтобы вынырнуть в Арктике, нужна полынья. Вот мы и искали их по всему пути, нам сверху видно всё.
Много всего интересного поведал мне штурман полка, но самое потрясающее я услышал от него в конце беседы: оказывается, в простой крестьянской семье чуть ли не из самой глухой деревни района трое братьев Романа стали пилотами гражданской авиации! Вот что значит отличное образование в стране.
Алексей Толкачёв, фото автора