Интервью
фотогалерея
Даже война их не разлучила
Часть первая
Олимпиада
Олимпиада — девушка из многодетной семьи Логиновых из деревни Лунево. В крестьянской семье Семена Логинова были три сына и четыре дочки. Родители работали в колхозе. Дети, как могли, помогали родителям. Младшие учились в начальной школе.
Все смешалось в семье в одно мгновенье – 22 июня 1941 года.
Три сына один за другим ушли на фронт и больше не вернулись в село.
Михаил – 1906 года рождения, капитан. Погиб 10 ноября 1945 года в городе Порт-Артур (ныне Люньшуй) в Китае.
Анатолий — 1919 года рождения, рядовой, пропал без вести в ноябре 1941 года.
Иван – 1909 года рождения, пропал без вести 5 января 1942 года на Ленинградском фронте.
У другой сестры – Александры — с начала войны воевал муж – Григорий Иванович Гостев. Он дошел до Берлина. И еще несколько лет нес службу в группе Советский войск в Германии. Там у них родился младший сын Борис.
Анна Логинова (Шибаева) всю жизнь трудилась в колхозе.
Тамара, закончив учебу в вузе, долгое время работала в историческом музее Ярославля, потом Москвы.
Мой рассказ будет об Олимпиаде. Она родилась 25 июля 1918 года. Окончила 4 класса начальной школы в Холязине, продолжила учебу в Большом Мурашкине. Но проучилась недолго — родители забрали ее работать в колхоз.
В 1935 году старшая сестра Александра, работавшая директором школы тугоухих и позднооглохших детей, отправила сестру в город Горький на курсы воспитателей спецшкол. Окончив их, Олимпиада стала работать в этой школе и заочно учиться в педучилище города Лысково.
В апреле 1942 года Липа ушла на фронт. В то время из нашего района добровольцами ушли более 40 девушек.
Начинала службу в 196-м зенитно-артилерийском полку наводчицей зенитно-ракетной установки. Полк оборонял небо, защищая стратегически важные объекты — 21-й авиационный Горьковский автозавод, завод «Красное Сормово». Наиболее ожесточенные бои шли в июне 1942 года. Они совпали с наступательными операциями вермахта на Сталинградском и Кавказском направлениях. Олимпиада Семеновна рассказывала, что тогда впервые стали применять станцию орудийной наводки — СОН. Девичьи руки должны были быстро забивать в стволы 16 кг снаряда. Задача Липы заключалась в том, чтобы прибором «Гроза» быстро и точно высветить «Мессершмит», и тогда снаряд точно попадал в цель.
В 1943 году фашисты посылали до 160 бомбардировщиков в небо над Горьким. Бомбили «Нефтегаз», заводы, выпускающие военную продукцию.
Олимпиада Семеновна рассказывала, в каких трудных условиях жили девушки: полевая кухня, бараки-времянки, «удобства» за кустами. Раз в две недели водили в баню из Сормова в Канавино — строем со свертками под мышкой.
Случались и курьезные случаи. Так, во время одного из посещения бани у комбата украли сверток с гимнастеркой и галифе. Когда отделение строем возвращалось в свою часть, девчонки начали хихикать, заметив, что когда ветер раздувал полы шинели комбата, то из кирзовых сапог светились белые кальсоны вместо галифе.
В 1943 году часть ПВО переправили на Калининский фронт. Воинский эшелон часто бомбили. Укрыться было негде. Пока добирались до Калинина, город семь раз переходил из рук в руки. В апреле 1945 года Липа опять оказалась в Горьком. Оттуда их часть отправили на Дальний Восток. 30 суток добирался воинский эшелон до Благовещенска. Часть ПВО охраняла мост через реку Зея — приток Амура. Сержант Логинова была назначена начальником караула.
Вражеские диверсанты часто разрушали железнодорожные пути, совершали жестокие налеты на русские посты. «Вырезали» девочек, охранявших мост. Всех. Помню, как Олимпиада Семеновна рассказывала и плакала. И я вместе с ней.
«Возвращаясь с фронта в сорок пятом, мы стеснялись стоптанных сапог. И своей шинели перемятой, пропыленной пылью всех дорог...» — это о них писала Ю. Друнина.
В декабре 1945 года Олимпиада вернулась домой.
Побывав в Луневе, оплакав братьев, не пришедших с войны, Олимпиада открыла класс и начала учить детей-инвалидов по слуху и речи. Заочно окончила Арзамасский учительский институт.
В ее трудовой книжке всего-то две основные записи:
1945 — принята на работу учителем;
1974 — уволена в связи с выходом на пенсию.
Имела боевые награды: Орден Отечественной войны второй степени, медали «За Победу над Германий», «За Победу над Японией», юбилейные медали, знаки «Отличник ПВО», «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда».
Долгое время Олимпиада Семеновна переписывалась со своими однополчанами и комбатом. И несколько раз они встречались в городе Горький. После таких встреч она долго вспоминала о военной молодости, о своих однополчанах.
Часть вторая
Владимир
Много общего в судьбах этих близких мне людей – моих соседей.
К глубокому огорчению, я мало что знаю о военной службе Владимира.
Владимир Михайлович родился 24 июля 1914 года в многодетной семье Сперанских. Отец — Михаил Петрович, 1886 года рождения, долгое время был настоятелем храма Иоанна Богослова в селе Ивановское нашего района. В семье росли три сына — Владимир, Василий, Николай и две дочки – Татьяна и Мария. Старожилы села с большим уважением вспоминали своего настоятеля. И не только они, а даже их дети и внуки.
В трудные годы жила эта семья. Осенью 1937 года пришла беда в их дом — арестовали Михаила Петровича без суда и следствия, и увезли «в никуда». Позднее до семьи и прихожан села дошли слухи, что 16 декабря 1937 года, накануне святой Варвары, расстреляли батюшку, по слухам, недалеко от Дзержинска. Уже позднее пришло сообщение, что Михаил Петрович реабилитирован посмертно...
Владимир по окончании школы-семилетки выучился на бухгалтера, Василий стал врачом и все военные годы спасал раненых. После войны остался в Белоруссии. Своей профессии был верен до конца. Николай с сестрами переехали жить в Воротынец. Отслужив срочную, окончил пединститут и работал в Воротынце заведующим РОНО, редактором газеты. О сестрах ничего не могу сказать.
Владимир, получив профессию бухгалтера, пришел на работу в артель «Памяти Клары Цеткин» в Большом Мурашкине. Здесь же встретился со своей будущей женой Олимпиадой — редкое имя, темные косы, серые насмешливые глаза. Начали встречаться вечерами — после работы гулять по тихим улицам Мурашкина, ходили на стадион. Всё шло к счастливому финалу, но...
1941 год… Война смешала все планы молодых людей. Владимира призвали в армию. Олимпиада осталась в поселке. Редко приходили письма с фронта...
В 1942 году ушла на фронт и Олимпиада. Ушла мстить за погибших братьев. Владимир воевал в то время на Калининском фронте. В этой «мясорубке» встретиться им не довелось. Письма не находили адресатов.
Владимир Михайлович был немногословен. Он не любил вспоминать о тех страшных годах. Участник Великой Отечественной войны, не миновал всех испытаний, выпавших на долю русского солдата. Награжден медалями военной поры — «За Победу над Германией», «Ветеран войны», юбилейными медалями.
Вернувшись с фронта в 45-м, Владимир Михайлович занял свое место в бухгалтерии артели «Памяти Клары Цеткин». Честно и добросовестно выполнял свою работу до выхода на заслуженный отдых.
Часть третья
Встреча
Сперанский вернулся, а Логинова продолжала воевать. Встретились они только в декабре 1945 года. Встретились, чтобы больше не расставаться никогда.
Пышной свадьбы, конечно же, не было. Но в Мурашкине появилась новая семья Сперанских! Поселились они на частной квартире-домике на улице Советская, 63 — у тети Саши Медведевой. Олимпиада Семеновна вернулась на работу в свою школу. В сентябре 1946 года в семье родился старший сын — Саша, а через год еще и младший сын — Юра. Семье выделили комнату 20 кв. м в коммунальной квартире на той же Советской улице, в доме 68. Кроме них там жили еще две семьи — я с мамой и учительница средней школы А.Н. Шанина.
В коммуналке на Советской
Общая кухня с русской печкой помогала нам кое-как существовать. Пока взрослые готовили еду, мы сидели на теплой печке. При керосиновой лампе я читала сказки, а Саша с Юрой слушали. Любили «позировать» — на стенах кухни вырисовывали мелом свои профили. Лампа, стоящая на столе, отражала их довольно четко. Когда дети подросли, кухню полностью передали Сперанским. А мы готовили еду на большом столе, где стояли керогаз и примус, да еще и ведра с водой. Воду летом приносили с ключика, зимой —с покровских ключей.
Дети росли, пошли в школу, потом в вузы. Саша окончила Горьковский строительный институт. Юра — Рыбинский политех. Каждое лето в гости к Сперанским приезжали родственники. Все находили у них приют и ласку. Пироги у Олимпиады Семеновны были самыми вкусными. Владимир Михайлович угощал родных грибами, яблоками, виноградом. Он одним из первых в поселке начал выращивать виноград. Занимался прививанием, вывел свой сорт яблони. «Сперантовка» — так назвал ее Саша. Яблоки были очень красивые и вкусные. Только после смерти хозяина яблоня высохла...
У Олимпиады Семеновны были свои увлечения. Она много читала. Постоянно выписывала журналы «Советский экран», «Работница» и другие. Не пропускала ни одного нового фильма. О каждом из актеров знала все. С появлением телевидения смотрела любимую программу «Кинопанорама», хоккей, футбол, фигурное катание. И не просто смотрела, а знала почти всех спортсменов.
Дом Сперанских всегда был открыт для родных и друзей. И все встречи проходили в комнате площадью всего 20 квадратных метров.
Владимир Михайлович многому научил меня: как искать грибы и в каком лесу, как выращивать рассаду и ухаживать за ней. У меня и сейчас на окне ждут «выхода в свет» его любимые томаты «Де Барао».
Так они и прожили всю свою жизнь в коммунальной квартире на Советской. Здесь же и справили золотую свадьбу. Я ещё много могла бы написать про них. Благодарна судьбе за то, что свела меня с этими прекрасными людьми.
P.S. И Олимпиада, и Владимир имеют всего по 2 записи в трудовой книжке: «Принят на работу (дата), уволен после выхода на пенсию (дата)». Редко такое можно встретить.
Надежда ГОРОХОВА