Интервью
фотогалерея
Чтобы границы оставались на замке
Каждую весну, 28 мая, на какой бы день недели оно не выпало «зелёные фуражки»-пограничники, отмечают свой «профессиональный» праздник. К этой дате мы всегда стараемся найти героя, который расскажет о своём опыте службы на первых рубежах нашей необъятной страны. В этот раз своими воспоминаниями с нами поделился Александр Багаев, который был частью «щита» России в далёком 1985 году.
— В ряды Вооружённых сил нас из Мурашкина тогда призвали семерых — меня, Валерия Стеценко, Александра Макарова, Василия Севаськова, Александра Вострякова, Евгения Корнилова и Андрея Каплина. По разнарядке направили в Приморский край, в посёлок Камень-Рыболов, служить в пограничных войсках, — начал свой рассказ Александр. — В некоторых родах войск в приоритете физические данные — рост, комплекция, а у нас самым главным была незапятнанная репутация и биография. Проверяли не только нас самих, но и родственников. Отбирали только «чистых». Я и Андрей изъявили желание пройти полугодовое обучение в пограничной школе сержантского состава.
Александр отметил, что это было совсем не просто, ведь из них, восемнадцатилетних «зелёных» парнишек, нужно было за довольно короткое время воспитать и подготовить полноценных младших командоров, нацеленных на помощь начальникам заставы.
— Жёсткая дисциплина, тяжелые физические нагрузки, плотный ежедневный учебный график учёбы. Подготовка была серьёзная, спуску нам не давали, — поделился воспоминаниями наш герой. — Сержантов готовили по всем специальностям: строевые, связисты, радиолокационные прожектористы, системщики (сигнализация), инструктора службы собак и другие. Я был строевиком.
После окончания школы земляков разделили. Александр по распределению попал на шестую заставу, которая располагалась в посёлке Рассказово. Там он сразу был назначен командиром одного из отделения, получив в подчинение шесть человек.
— Пожалуй, самым сложным было то, что спать приходилось очень мало. Летом максимум часа два, зимой около четырёх часов — и это уже было за счастье. Сейчас и сам задаюсь вопросом, как справился с этим, наверное, спасала молодость, — улыбнулся наш герой. — А вообще главным смыслом службы на границе была сохранность рубежей нашей Родины, мы были её щитом. Все прекрасно понимали, что в случае угрозы — мы должны будем первыми принять бой и держать оборону до конца. Под нашим контролем был участок протяжённостью пятнадцать километров, который был исхожен за эти полтора года вдоль и поперёк. Благо на мою долю никаких чрезвычайных ситуаций не выпало, весь срок службы был относительно спокойным. Жаль друзей своих не видел, по возможности заезжал только Валера Стеценко, он был водителем в части.
Мимо Александра не прошло практически ни одно «амплуа» пограничника – в зависимости от наряда он был дежурным по заставе или по шлагбауму, часовым границы, ходил в дозоры, в том числе и в конные, сидел в «секрете» — специальном замаскированном укрытии, предназначенном для наблюдения за границей в месте самого вероятного её пересечения нелегалами.
— Ну и хозяйственные нужды никто не отменял — приходилось следить за территорией, косить траву, чтобы она во время дождя не способствовала замыканию системы. Если сказать простым языком – чтобы не срабатывали датчики сигнализации, призванной контролировать линию границы и «сообщать» о проникновении нарушителей, — продолжил мужчина. — Ходить и бегать приходилось много, это не как сейчас — компьютеры, камеры, всевозможные беспилотные летательные аппараты, сканирующие местность, и прочие системы контроля.
Наш герой с досадой отметил, что им нельзя было фотографироваться. А так хотелось запечатлеть на память как можно больше моментов службы, лиц сослуживцев и красивые заповедные места, в которых располагалась их застава.
— Часто видел диких животных и птиц: рысей, тигров, косуль, кабанов, изюбрей, ядовитых змей, фазанов и других, — перечислил пограничник. — Но как бы там красиво не было, меня всегда тянуло домой. Остаться предлагали и в части, также приезжали представители разных кампаний, чтобы предложить работу, но и я, и мои друзья-мураши, все, как один, вернулись на малую родину. Демобилизовался я в звании старшины.
Александр признался, что всегда гордился службой на границе и, сколько бы лет не прошло с момента дембеля, это чувство не притупляется, а наоборот крепнет.
— Наше пограничное братство — это не просто пройти нарядными в фуражках и с флагами 28 мая по улицам посёлка, это действительно те люди, которые проверены годами и точно придут на помощь в трудную минуту в любое время года, дня и ночи, — уверил мужчина. — Всегда рады и молодому пополнению, которое отслужило в погранвойсках, продолжало и продолжает наше дело в сегодняшней непростой ситуации.
В заключение беседы «виновник» торжества отметил, что времена, технологии, люди — меняется всё, и добавил, что несмотря на это хочется, чтобы границы нашей Родины всегда оставались на замке.
Наталья ПОКРОВСКАЯ
Фото А. Толкачева