Главная Наши земляки А душа все равно болит
01.12.2017
Просмотров: 960, комментариев: 0

А душа все равно болит

Михаил Константинович и Нина Александровна Курагины не сидят без дела

Михаил Константинович Курагин, родившийся в сентябре 1941-го, помнить военные годы, конечно, не может, но вот послевоенное время хорошо отпечаталось в детской памяти. «Жили впроголодь, ходили полуодетые», — вспоминает он.


Да и откуда было взяться сытости-одетости, если в семье Курагиных было 8 детей, а Михаил был шестым ребенком. Хорошо еще, что в семье в войну оставался отец, поскольку раненым вернулся в родное Вершинино по окончании советско-финской войны и призыву в армию не подлежал. Некоторое время бригадирствовал, а после войны стал работать пасечником на совхозной пасеке.


— Мама была умная, мудрая женщина, хоть и неграмотная, — вспоминает Михаил Константинович. — Она прекрасно понимала, что без собственного сада-огорода орава ребятишек просто не выживет. Ну, а нам, детям, приходилось работать на огороде.


Удивительное дело, но у Михаила не пропала охота возиться с землей и сегодня. У Курагиных на 12 сотках на улице Спортивная и хороший сад с виноградником, и огород, и теплица.


— А как вы все выучились-то? – спрашиваю у Михаила Константиновича.


— Непросто было даже школу окончить, — рассказывает он. – Помню, Александр, что годом старше, учился в первую смену, я во вторую. Приходил Саша домой, отдавал мне резиновые сапоги, садился за уроки, а я шел в школу.


Тем не менее, все получили образование, окончили техникумы, институты.


Михаил, окончив семилетку в Мурашкине, поступил в Работкинский техникум на отделение механизации. Оканчивать пришлось уже в Арзамасе, куда перевели всё отделение из Работок.


По окончании учебы – служба в Советской армии. Отслужив срочную, вернулся в Мурашкино и начал работать в «Сельхозтехнике». Как раз в то время в районе началась массовая механизация животноводческих ферм. Особенно это было заметно в колхозе имени Ленина в Холязине. Объемы работ были настолько велики, что при Большемурашкинской сельхозтехнике пришлось создавать специальное подразделение – подвижную бригаду сантехников-монтажников, которую и возглавил Михаил. Работы было невпроворот, и к тому же той, которой СХТ ранее не занималась.


А у Михаила тем временем уже появилась семья. Женился на Нине Камкиной. Родились две старшие дочери, сам Михаил учился заочно в ГСХИ. Казалось уже, что из Мурашкина – никуда.


— Но вот вызывает меня к себе руководитель областной сельхозтехники А.Ф. Клементьев и говорит: «Михаил, предлагаю тебе возглавить районную СХТ в Первомайске», — вспоминает Михаил. — Предложение было из тех, от которых не отказываются. Так мы с Ниной и девчонками сменили место жителльства.


Организация там была хиленькая по сравнению с мурашкинской, рабочие жили в каких-то бараках, да и колхозы были слабые. Так и пришлось становиться прорабом, чтобы в кооперации со строительными организациями Первомайска строить жилые дома — и нам, и им.


Приобретенный опыт никогда не остается невостребованным. В суперморозную зиму с 1978 на 1979 год очень пригодились навыки руководства сантехнической бригадой. В Первомайске разморозили школу. Напрочь! Ни одной целой батареи, ни одной трубы. Никто не мог поверить, что за время зимних каникул возможно восстановить отопление, но Михаил Константинович сумел. По-другому он и не мог поступить – ведь в этой школе учились его дочки, уже трое, младшая родилась здесь.


С 1972 по 1986 год Михаил Константинович руководил «Сельхозтехникой», пока не ушел на пенсию по состоянию здоровья.
Так бы, наверное, и дожил спокойно отмеренное время на пенсии в Первомайске, но тяжело заболела теща, и Курагины вернулись в Большое Мурашкино.


В Мурашкине беспокойный характер Михаила не позволил ему сидеть без дела. Три года он возглавлял районное общество инвалидов.


Другой гранью деятельности четы Курагиных стала газификация — не только собственного дома, но и улиц Луговых и Спортивной. Причем, здесь больше досталось Нине Александровне, которая стала кем-то вроде бухгалтера инициативной группы жителей.


— Ой, сколько пришлось сделать, — говорит она, — и песок привозить, и цемент покупать, даже за трубами в Выксу ездили.


— Все материалы приобрели сами, — поддерживает женщину муж, — считай, что газопровод — долевая собственность жителей. Но в один прекрасный момент он перешел в собственность газовщиков. Не то что он нам особо нужен, но как-то непорядочно поменяли собственника...


Не может Михаил Константинович равнодушно смотреть, как халатно выполняются в поселке многие работы.
— Делали несколько лет назад водопровод, — возмущается специалист, — метод строительства – «тяп-ляп», огрехов не счесть. Поставили на Спортивной улице пожарную емкость – так к ней и подъезда нет. Зачем было огород городить, когда можно обустроить подъезд к Сундовику?


Но сегодня Курагиных больше заботит приезд детей, внуков и правнуков на день рождения Нины Александровны 2 декабря. Вроде, не юбилей, но приедут все. И мгновенно дом станет тесным для двух десятков человек. Но ведь это и есть счастье!


Алексей ТОЛКАЧЕВ

 

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!