Главная Наши земляки Блузка с васильками
25.12.2015
Просмотров: 1215, комментариев: 0

Блузка с васильками

Маргарите Серафимовне Зиминой было 6 лет, когда началась война

В июне этого года Маргарите Серафимовне Зиминой, из села Рождествено, исполнилось 80 лет. Мы не смогли оставить без внимания человека, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Они хлебнули горя полной чашей, может быть слишком большой для маленького человека.

— Родилась я в селе Рождествено, — рассказывает Маргарита Серафимовна. — Папа, Серафим Панфилович Мохов, работал кузнецом, мама — Надежда Фёдоровна — заведующей детскими яслями. Когда началась война, мне исполнилось только 6 лет. Папу забрали на фронт 31 декабря 1941 года. Очень хорошо помню во что он был одет: осеннее пальто и большие серые валенки. Больше мы его не видели. В 1942 году пришло извещение: «Пропал без вести». И остались в семье мама, я и две младшие сестрёнки. Папа очень мечтал о сыновьях, ведь ему только исполнилось 30 лет. Человек он был весёлый и жизнерадостный. Брал меня всегда с собой в клуб. Там играли два брата гармониста, а он от души плясал, без всякого вина. Я не припомню, чтобы папа выпивал. Жили они с мамой дружно и очень друг друга любили. Их отношениям завидовали многие. Маме было всего 28 лет, когда она осталась без мужа. Его фотографию она берегла, хранила на видном месте и оставалась ему верна до самой своей смерти, до 89 лет.

Я считалась главной помощницей маме, ведь Тамаре исполнилось четыре года, а Вере — два. Держали мы корову и овец, поэтому жили с молоком и мясом. Мама рано утром выгонит скотину и уйдёт, а я всё почищу и сестрёнкам молока надою. В мои маленькие ручки соски вымени не убирались, я двумя руками давила изо всех сил, тяжело приходилось. Но на мне лежала большая ответственность и за сестрёнок, и за хозяйство. Мама поздно возвращалась домой. Взрослые работали с утра до вечера, сильно уставали. Маму мы очень жалели, до её прихода все дела старались переделать. И в огороде пололи, и картошку копали. А младшенькие тоже со мной, как могли, помогали. Народ у нас жил дружно, что взрослые, что дети. Девчонки и мальчишки всей гурьбой в лес за дровами ходили. Пацаны срубали ветки, а мы складывали. Они большие охапки брали, а нам поменьше давали, идти далеко — три километра. Потом по очереди всему порядку полы ходили мыть. Мальчишки воду таскали, а девчонки галошами до блеска их натирали.

Военное детство, страдания, потери близких рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, сплочённость и самостоятельность.

— Когда умерла бабушка, мамина мама, — продолжает Маргарита Серафимовна, — мы переехали в дом к дедушке, чтобы он не остался один. В 1943 году наша семья пополнилась ещё одной девочкой — это мамина племянница Аля от родной сестры, чуть меня постарше. Жили они в Ленинграде, мама у неё умерла перед самой войной, а папа погиб на фронте. Осталась она сиротой. Об этом сообщили деду, вот так мы стали жить все вместе.

Мама у нас была рукодельницей, по ночам нам одежду шила, перешивала. Помню, в первый класс я пошла в блузке с васильками из маминого халата и в серенькой юбочке. Мне казалось, что я самая красивая и нарядная. А маму помню только в резиновых сапогах, а туфельки в коробке так ей и не пригодились.

Мама обладала звонким голосом, первой певуньей слыла. Едут с работы, а её уже из-за лысой горы слышно. Дед кричит: «Мать с работы едет, самовар ставьте». Алечка у нас не долго прожила, заболела брюшным тифом и умерла. Хоронили мы её 9 мая 1945 года. И в радости, и в горе прошёл этот великий день.

— Окончив семь классов, я поехала учиться в Макарьевский зооветеринарный техникум, познакомилась с будущим мужем — Евгением Михайловичем Зиминым из Княгинина, он тоже там учился. По распределению я попала в Мордовию, а он к нам, в Рождествено. Когда поженились, вернулась на родину. Муж работал ветеринарным врачом, а я зоотехником. Перед уходом на пенсию 12 лет трудилась заведующей животноводческой фермой.

В браке мы прожили 60 лет, имеем уже четырёх правнуков. У нас замечательные дети, очень заботливые, часто нас навещают. А мы рады, что у них всё хорошо. И дай Бог, чтобы они никогда не знали, что такое война. Ведь страшнее её нет в мире ничего.

Елена КОСАРЕВА

  • Маргарите Серафимовне Зиминой было 6 лет, когда началась война

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!