Интервью
фотогалерея
Аромат пустыни
Вчера в России отметили День пограничника, один из самых уважаемых россиянами профессиональных военных праздников. Мы стараемся не пропускать подобных дат и рассказываем о земляках, служивших срочную в тех или иных родах войск.
Вот только срочников в погранвойсках нет уже более десяти лет, поэтому и пишем о тех, кто охранял границу ещё во времена СССР. Олег Боголепов служил пограничником в начале восьмидесятых годов прошлого века. Какие ассоциации рождаются у человека со словом «граница»? Полосатый пограничный столб, бойцы в зелёных фуражках и, конечно, служебные собаки, обязательно овчарки. В погранвойсках существуют специальные питомники собак: отрядные, окружные. В одном из них — центральном питомнике погранвойск КГБ СССР под Алма-Атой — довелось служить Олегу.
— Собак, наверное, любишь? — спросил я у него.
— Ни до, ни после службы дома их никогда не держал. А место службы, как известно, не выбирают. По окончании Большемурашкинской средней школы я год учился на шофера в местном СПТУ и в 1981 году призвался в армию, но за баранку не попал, а отправился в школу сержантов погранвойск в Калининградскую область.
Учебка, как учебка — многочасовые занятия, физподготовка, политзанятия. У Олега сложились хорошие отношения с командиром взвода. После того, как курсант получил лычки, комвзвода вызвал его к себе и предложил самостоятельно выбрать место дальнейшей службы. Увидев нерешительность новоиспечённого младшего сержанта, старлей сам решил судьбу солдата, отправив его в Казахстан. Какое-то время пополнение провело в Алма-Атинском высшем пограничном училище, а потом отправилось в питомник в 70-ти километрах от города.
— Кругом песок, барханы, поросшие верблюжьей колючкой, а на горизонте заснеженные горы, — рассказывает Олег. — Кто-то помнит визуальные картинки, кто-то неповторимые звуки, а я до сих пор вспоминаю аромат пустыни: терпкий запах полыни, смешанный со свежестью ветров, дующих с горных ледников.
— А сам питомник?
— Это был Всесоюзный центр собаководства, настоящий племзавод на 300 племенных собак. Офицеров, служивших здесь, не называли зоотехниками, но это были профессиональные кинологи и ветврачи. Рядом был расположен полигон для бронетехники, крупное стрельбище, кавалерийское подразделение. Конечно же, это совершенно неслучайно. Никакими иными тренировками невозможно приучить собак к выстрелам и грохоту техники. Лошади на южных рубежах Родины так же незаменимы, как и собаки. Кони были настоящими пограничниками, одетыми пусть и не в зелёные фуражки, но в большие панамы цвета хаки — защита от жары.
— А сами-то как от неё спасались?
— Местными народными средствами. За полтора года и не припомню, чтобы пил простую воду. Отвар верблюжьей колючки — и жажду утоляет, и обеззараживающими свойствами обладает. А еще в жару нам давали селедку. Видимо, это помогает сохранить водно-солевой баланс в организме. В общем, я служил не на границе, но большой участок учебной границы был оборудован в центре, всё в соответствии с требованиями: пограничные столбы, радиолокационные станции, вышки, контрольно-следовая полоса. Всё это для обучения и натаскивания собак. В роли нарушителей госграницы выступали, чаще всего, курсанты пограничного училища. Не помню случая, чтобы кому-то удавалось уйти от собаки. Пограничные были только овчарки, но были еще и минно-разыскные — ими служили спаниели.
Всесоюзный кинологический центр служил и местом проведения соревнований по различным видам многоборья, конечно же, военно-пограничного. А еще сюда приезжали учиться и обмениваться опытом пограничники из стран Варшавского договора. В общем, скучать не приходилось.
Так, день за днём пролетели два лета и одна зима, и пришел дембель. Отслужив в южной республике, Олег вернулся домой, на память о ней остался альбом, который мы и рассматривали.
— Олег, а ты с кем-нибудь из сослуживцев поддерживаешь отношения? — поинтересовался я.
— С некоторыми через соцсети, — ответил он. — Недавно случайно нашел Семена Якименко, пришедшего к нам в центр молоденьким лейтенантом по окончании Ленинградской ветеринарной академии. Написал ему, конечно, как лейтенанту, но он уже полковник — начальник Львовского погранотряда на Украине. Надеюсь, что помнит службу в другой, теперь тоже независимой республике.
В День пограничника Олег, конечно же, вспомнил службу, созвонился с сослуживцами, принял поздравления от жены Марины и сыновей Дмитрия и Никиты.
Алексей ТОЛКАЧЁВ