Главная Культура и искусство Будут помнить и ещё через 400 лет
17.02.2017
Просмотров: 1182, комментариев: 0

Будут помнить и ещё через 400 лет

Учитель Княгининской школы Е.С. Матвеев подарил музею панно с образом Аввакума

Большемурашкинский районный художественно-исторический музей на прошлой неделе вновь принимал участников Аввакумовских чтений. В этом году они проходили в шестой раз. Шестые – вроде и невелика еще цифра, но с учетом того, что это мероприятие проводится раз в три года, понимаешь — уже 15 лет прошло с первых.

Впрочем, какими бы они не были по счету, для директора музея Елены Викторовны Фырниной это первые чтения. Поэтому ей было очень сложно собрать участников и всё организовать, с учетом того, что круг людей, занимающихся личностью Аввакума, причинами раскола православной церкви, историей старообрядчества, достаточно узок. Но Аввакумовские чтения — событие не музейного масштаба. Это мероприятие – одна из «визитных карточек» Большемурашкинского района, поэтому для того, чтобы чтения прошли на высоком уровне, работал оргкомитет во главе с замглавы районной администрации Р.Е. Дарановым, а в их проведении был задействован районный центр культуры и досуга.

С утра 10 февраля в музее начали собираться участники чтений и гости. В ожидании начала они с удовольствием осматривали наш музей и экспонаты морской выставки.

— Ах, какие прелестные ракушечки! Ох, какие чудные кораллы! — восхищались женщины.

— Куда смотрите? Корабли-то гораздо лучше, — недоумевали мужчины.

Наконец, все приглашенные расселись на свои места. Чтения открыла Елена Викторовна. Она сердечно приветствовала гостей, пожелала успехов и удачи в проведении чтений и передала всем собравшимся благословение Метрополита Русской Православной старообрядческой церкви Корнилия, а также его глубокое сожаление в связи с невозможностью побывать здесь.
Директор музея выразила надежду, что Аввакумовские чтения будут долго жить и продолжаться в Большом Мурашкине. Так уж случилось, что следующие, 7-е чтения, совпадают со 400-летием протопопа Аввакума, и уже сегодня необходимо задуматься о том, как отметить этот юбилей.

Участников чтений и гостей тепло приветствовал глава МСУ Большемурашкинского района С.И. Бобровских. Он отметил, что протопоп Аввакум — явление всероссийского масштаба, но мурашкинская земля — его родина, поэтому район всячески поддерживает Аввакумовские чтения и готов к всестороннему сотрудничеству по подготовке юбилея.

О предстоящей дате напомнил, приветствуя собравшихся, замглавы районной администрации Р.Е. Даранов.

Далее выступили участники чтений. Первое выступление — заведующей районной библиотекой Н.В. Абросимовой. Она представила собравшимся широкую презентацию материалов об Аввакуме. Аввакум – как литератор, Аввакум – великий писатель 17 века – таково основное содержание материала.

— Рассказывая в автобиографической книге о себе, Аввакум смог отобрать и обобщить главное, что происходило в жизни России того времени, — отметила Наталья Викторовна.

А сам же протопоп не просто писатель или бунтовщик-раскольник. Его можно смело считать первым гражданским оппозиционером России, возглавившим народное движение протеста.

Творчество и жизнь «огнеопального» Аввакума глубоко интересовали известных русских писателей. Наталья Викторовна привела цитаты из их произведений.

Юная участница чтений, девятиклассница Кишкинской средней школы Алена Бугрова вызвала немалый интерес у старшего поколения. Ее рассказ о многодневном велопоходе по местам, связанным с именем Аввакума, с иллюстрацией собранного материала был воспринят доброжелательно.

— Так сколько же километров вы преодолели? – спросил один из участников чтений.

Информацию о том, что дети преодолели около двух с половиной сотен верст, зал встретил одобрительным гулом.

Учитель школы из Больших Бакалд Бутурлинского района Лариса Васильевна Молева выступила с докладом о старообрядцах своего села. Она особо подчеркнула, что Нижегородский край просто не мог не стать оплотом старой веры на Руси, поскольку здесь родина Аввакума. По ее версии, староверы в Бакалдах и поселились благодаря близости Григорова, ведь по прямой расстояние между селами — всего ничего.

С тем, что Нижегородчина является оплотом староверия, нельзя было не согласиться, не зря же до сих пор старообрядцев во многих районах Сибири зовут кержаками — от Керженца, откуда они и начали свое переселение на восток.

С замечательным исследованием аввакумовского «Жития» выступил учитель физики Княгининской средней школы №1 Евгений Сергеевич Матвеев.

— Аввакум — последний писатель средневековья, — делает вывод Евгений Сергеевич, — и в то же время, первый писатель нового времени.

Его «Житие» не просто проза, это глубокая поэзия. Кто может и хочет — услышит в нем стихи. И автор приводит рифмованные многостишья из произведения Аввакума.

— А уж художественные образы в его творчестве — это чистой воды поэзия, —  подытожил докладчик.

У всех собравшихся на лицах можно было прочитать немой вопрос – ну почему такое исследование сделал физик, а не лирик? Объясняется это просто – такова сила слова великого бунтаря.

В заключение Евгений Сергеевич порадовал слушателей своими замечательными стихами об Аввакуме и, словно в подтверждение своего многогранного таланта, подарил музею резное панно с образом протопопа.

Издатель и редактор газеты «Старообрядецъ» С.В. Рудаков выступил с докладом об одном из ярких проповедников старообрядчества – «Григорий Евдокимович Токарев: городецкий мастер и наставник». Из этого выступления можно было сделать вывод, каковы могут быть сила и убеждение слова! Ведь позднее даже возникло старообрядческое движение (согласие) под названием «токаревцы».

Из незаявленных в программе докладчиков яркое впечатление оставил директор Работкинского колледжа В.М. Банников. Он ярко и образно рассказал о разном отношении к светской власти никонианской и старообрядческой церквей. Отдельно Валерий Михайлович рассказал о деревне Лопатищи Кстовского района, которая стала местом духовного становления Аввакума, и выразил сожаление, что о ней не столь широко известно, как о Григорове. А еще он привез с собой семейную реликвию – «Псалтырь» 1635 года издания. Такое «дореформенное» издание увидеть сегодня почти невозможно. Это ж сколько поколений книга передавалась из рук в руки, от дедов — внукам?

Потом участники приступили к подведению итогов чтений и обсуждению резолюции к 400-летию Аввакума.

Во время прений ярко и образно выступил отец Никола, настоятель Большемурашкинской старообрядческой церкви в честь священномученика Аввакума:

— Гонения на старообрядцев — это не только казни и тюрьмы для последователей, но и клевета. Гонений и тюрем уже давно нет, но клевета, когда-то пущенная в мир, — жива.

По окончании пленарного заседания все участники и гости проехали в Григорово к памятнику Аввакуму.

Прихожане Аввакумовский церкви исполнили у его подножия песню «Даурия». Только ради этого исполнения стоило побывать на мероприятии. Словно молитва уносилась к небу величественная мелодия. И было понятно, что и еще через 400 лет будут помнить о протопопе Аввакуме не только приверженцы старообрядчества.

Алексей ТОЛКАЧЕВ
Фото автора

 

  • Учитель Княгининской школы Е.С. Матвеев подарил музею панно с образом Аввакума
  • Алёна Бугрова рассказала об открытиях, сделанных во время велопохода по четырем районам области и связанных с именем Аввакума
  • «Даурия» в исполнении старообрядцев — словно молитва Аввакуму

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Реклама

Нижегородское ополчение. Новые формирования
Своих не бросаем!